Поглощение и приобретение компании на рынке — что это такое


Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В данной статье разберем такое корпоративное действие как поглощение (или приобретение) компании на рынке. В статье кратко рассказано что такое поглощение одной компании другой, также перечислены основные причины  поглощений. Вы также узнаете чем отличаются такие схожие понятия и корпоративные действия как приобретения, поглощения и слияния. Разобраны основные пункты оценки компания для приобретений и поглощений, а также приведены примеры.

Поглощение и приобретение компании на рынке - что это такое

Содержание статьи:

Что такое поглощение?

Поглощение (приобретение) — это когда одна компания покупает большую часть или все акции другой компании, чтобы получить контроль над этой компанией. Несколько далее в статье мы разберем в чем отличие приобретения от поглощения. Поглощение более 50% акций целевой компании и других активов позволяет покупателю принимать решения о вновь приобретенных активах без одобрения других акционеров компании. Поглощения, которые очень распространены в бизнесе, могут происходить с одобрения целевой компании или несмотря на ее неодобрение. С одобрения часто бывает оговорка о запрете поиска других покупателей во время процесса.

В основном мы слышим о поглощениях крупных известных компаний, потому что эти крупные и значимые сделки, как правило, доминируют в новостях. В действительности слияния и поглощения (M&A) между малыми и средними фирмами происходят чаще, чем между крупными компаниями.

Зачем одни компании поглощают другие

Компании приобретают другие компании по разным причинам. Они могут стремиться к экономии за счет масштаба, диверсификации, увеличению доли рынка, усилению синергии, снижению затрат или новым нишевым предложениям. Другие причины для поглощений перечислены ниже.

Как способ выхода на внешний рынок

Если компания хочет расширить свою деятельность в другой стране, покупка существующей компании в этой стране может быть самым простым способом выхода на зарубежный рынок. У приобретенного бизнеса уже будет собственный персонал, торговая марка и другие нематериальные активы, которые могут помочь гарантировать, что поглощающая компания выйдет на новый рынок с прочной базой.

Как стратегия роста

Возможно, компания столкнулась с физическими или логистическими ограничениями или исчерпала свои ресурсы. Если компания обременена подобным образом, то зачастую разумнее приобрести другую фирму, чем расширять свою собственную. Такая компания может искать перспективные молодые компании для поглощения и включения в свой поток доходов в качестве нового способа получения прибыли.

Чтобы уменьшить избыточные мощности и снизить конкуренцию

Если конкуренция или предложение слишком высоки, компании могут стремиться к поглощениям, чтобы сократить избыточные мощности, устранить конкуренцию и сосредоточиться на наиболее продуктивных поставщиках.

Чтобы получить новые технологии

Иногда для компании может быть более рентабельным поглощение/приобретение другой компании, которая уже успешно внедрила новую технологию, чем тратить время и деньги на разработку самой новой технологии.

Должностные лица компаний несут фидуциарную обязанность проводить тщательную юридическую проверку целевых компаний перед тем, как совершить какое-либо поглощение или приобретение.

Что выйти на биржу и стать публичной компанией

Нередко компании также поглощают стагнирующие и убыточные публичные компании для выхода на биржу. Этот тип поглощения называется обратным и данная схема активно используется SPAC компаниями.

Приобретение, поглощение или слияние?

Хотя технически слова «приобретение» и «поглощение» означают почти одно и то же, на Уолл-стрит они имеют разные нюансы. В общем, «приобретение» описывает в первую очередь дружескую сделку, при которой обе фирмы сотрудничают, «поглощение» в свою очередь предполагает, что целевая компания сопротивляется покупке или решительно возражает против нее. Термин «слияние» используется, когда покупающая и целевая компании взаимно объединяются, чтобы сформировать совершенно новое предприятие. Однако, поскольку каждое приобретение, поглощение или слияние является уникальным случаем со своими особенностями и причинами для заключения сделки, использование этих терминов частично совпадает.

Приобретения: в основном дружелюбные

Дружественные приобретения происходят, когда целевая компания соглашается на приобретение; его совет директоров (B из D или правление) одобряет приобретение. Дружественные приобретения часто работают на взаимную выгоду приобретающей и целевой компаний. Обе компании разрабатывают стратегии, гарантирующие, что приобретающая компания приобретает соответствующие активы, и они проверяют финансовую отчетность и другие оценки на предмет любых обязательств, которые могут возникнуть с активами. Как только обе стороны соглашаются с условиями и соблюдают все юридические положения, покупка продолжается.

Поглощения: обычно негостеприимные, часто враждебные

Недружественные поглощения, обычно известные как «недружественные поглощения», происходят, когда целевая компания не дает согласия на приобретение. Враждебные поглощения не имеют такого же соглашения с целевой фирмой, поэтому поглощающая компания должна активно покупать крупные доли целевой компании, чтобы получить контрольный пакет, что вынуждает к поглощению.

Даже если поглощение не совсем враждебное, это означает, что компании не равны по одному или нескольким важным аспектам.

Слияния: взаимные, создание нового предприятия

Как взаимное слияние двух компаний в одно новое юридическое лицо, слияние является более чем дружественным приобретением. Слияния обычно происходят между компаниями, которые примерно равны по своим основным характеристикам — размеру, количеству клиентов, масштабу операций и так далее. Сливающиеся компании твердо убеждены в том, что их объединенная компания будет более ценной для всех сторон (особенно для акционеров), чем любая из них в одиночку.

Оценка кандидатов на поглощение

Прежде чем совершить поглощение или приобретение, компании необходимо оценить, является ли ее целевая компания хорошим кандидатом.

  • Подходящая ли цена? Показатели, которые инвесторы используют для оценки кандидата на приобретение, различаются в зависимости от отрасли. Когда поглощения терпят неудачу, это часто происходит из-за того, что запрашиваемая цена целевой компании превышает эти показатели.
  • Изучить долговую нагрузку. Целевую компанию с необычно высоким уровнем обязательств следует рассматривать как предупреждение о потенциальных проблемах в будущем.
  • Неоправданный судебный процесс. Несмотря на то, что судебные иски являются обычным явлением в бизнесе, хороший кандидат на поглощение не имеет дела с судебным процессом, превышающим разумный и нормальный для его размера и отрасли.
  • Внимательно изучите финансовые показатели. Хорошая цель для поглощения будет иметь четкую, хорошо организованную финансовую отчетность, которая позволит покупателю беспрепятственно провести комплексную проверку. Полная и прозрачная финансовая отчетность также помогает предотвратить нежелательные сюрпризы после завершения поглощения / приобретения.

Безумие поглощений 1990-х

В корпоративной среде США 1990-е запомнятся как десятилетие интернет-пузыря и мегасделок. В частности, в конце 1990-х годов произошла серия многомиллиардных приобретений, невиданных на Уолл-стрит со времен бурных 80-х годов прошлого века. От покупки Yahoo! компании Broadcast.com за 5,7 млрд долларов в 1999 году до покупки компании Excite за 7,5 млрд долларов от AtHome Corporation, компании пользовались и наслаждались феноменом «рост сейчас, прибыль потом». Такие приобретения достигли своего апогея в первые несколько недель 2000 года.

Реальные примеры приобретений и поглощений

AOL и Time Warner (2000)

AOL Inc. (первоначально America Online) — самая разрекламированная онлайн-служба своего времени, которую часто превозносили как «компанию, которая принесла Интернет в Америку». Основанная в 1985 году, на пике своей популярности в 2000 году AOL была крупнейшим интернет-провайдером в США. Тем временем медиа-конгломерат Time Warner, Inc. осуждали как компанию «старых медиа», несмотря на его материальный бизнес, такой как издательское дело и телевидение, и завидный отчет о прибылях и убытках.

В 2000 году, мастерски проявив свою самоуверенность, молодой выскочка AOL приобрела почтенного гиганта Time Warner за 165 миллиардов долларов, это превзошло все рекорды и стало самым большим слиянием в истории. Идея заключалась в том, что новая организация, AOL Time Warner, станет доминирующей силой в индустрии новостей, издательского дела, музыки, развлечений, кабельного телевидения и Интернета. После слияния AOL стала крупнейшей технологической компанией Америки.

Однако совместная фаза длилась менее десяти лет. По мере того как AOL теряла ценность и лопнул пузырь доткомов, ожидаемые успехи слияния не оправдались, и AOL и Time Warner распустили свой союз:

  • В 2009 году AOL Time Warner распалась в результате сделки по дополнительному доходу.
  • С 2009 по 2016 год Time Warner оставалась полностью независимой компанией.
  • В 2015 году Verizon Communications, Inc. (NYSE: VZ) приобрела AOL за 4,4 миллиарда долларов.

AT&T и Time Warner (2018)

В октябре 2016 года AT&T (NYSE: T) и Time Warner (TWX) объявили о сделке, по которой AT&T купит Time Warner за 85,4 миллиарда долларов, превратив AT&T в активную медиа-компанию. В июне 2018 года после затяжной судебной тяжбы AT&T завершила сделку по приобретению Time Warner.

Несомненно, сделка по приобретению AT&T-Time Warner в 2018 году будет иметь такое же историческое значение, как сделка AOL-Time Warner в 2000 году, мы просто пока не можем точно знать как. В наши дни 18 лет является значительным сроком жизни, особенно в СМИ, коммуникациях и технологиях, и многое будет меняться. На данный момент, однако, очевидны две вещи:

  1. Завершение слияния AT & T-Time Warner уже начало менять большую часть медиаиндустрии США и мира.
  2. Сделка слияния и поглощения все еще жива и в плюсе.

Резюме

  • Поглощение или приобретение происходит, когда одна компания покупает большую часть или все акции другой компании.
  • Если компания покупает более 50% акций целевой компании, она фактически получает контроль над этой компанией.
  • Приобретение часто бывает дружественным, а поглощение может быть враждебным. Слияние создает совершенно новую организацию из двух отдельных компаний.

А на этом сегодня все про поглощение ( и приобретение) компаний на рынке. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!


Оставьте комментарий