Пузырь на рынке и в экономике


Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В сегодняшней статье мы поговорим о пузыре на рынке и в экономике. Вы узнаете что такое пузырь и как он устроен, разберем основные его этапы, включая возникновение и сдувание. Также в статье приведены реальные примеры пузырей на рынках и в экономике. Обо всем этом читайте далее в статье.

Пузырь на рынке и в экономике

Содержание статьи:

Что такое пузырь?

Пузырь — это цикл в экономике, который характеризуется быстрым ростом рыночной стоимости, особенно цен на активы. Эта быстрая инфляция сопровождается быстрым снижением стоимости или сжатием, что иногда называют «крахом» или «взрывом пузыря».

Обычно пузырь создается в результате резкого роста цен на активы, вызванного бурным поведением рынка. Во время пузыря активы обычно торгуются по цене или в пределах диапазона цен, которые значительно превышают внутреннюю стоимость актива (цена не соответствует фундаментальным характеристикам актива).

Причина пузырей оспаривается экономистами; некоторые экономисты даже не согласны с тем, что пузыри вообще возникают (на том основании, что цены на активы часто отклоняются от их внутренней стоимости). Однако пузыри обычно выявляются и изучаются ретроспективно после того, как происходит резкое падение цен.

Как устроен пузырь

Экономический пузырь возникает всякий раз, когда цена товара поднимается намного выше его реальной стоимости. Пузыри обычно связывают с изменением поведения инвесторов, хотя то, что вызывает это изменение в поведении, активно обсуждается.

Пузыри на фондовых рынках и в экономике заставляют ресурсы перемещаться в области быстрого роста. В конце пузыря ресурсы снова перемещаются, в результате чего цены падают.

Японская экономика пережила пузырь в 1980-х годах после частичного дерегулирования банков страны. Это вызвало огромный скачок цен на недвижимость и акции. Бум доткомов, также называемый пузырем доткомов, был пузырем на фондовом рынке в конце 1990-х годов. Это характеризовалось чрезмерной спекуляцией в компаниях, связанных с Интернетом. Во время бума доткомов люди покупали акции технологических компаний по высоким ценам — полагая, что они могут продать их по более высокой цене — до тех пор, пока доверие не было потеряно и не произошла крупная коррекция рынка.

Исследование американского экономиста Хаймана П. Мински помогает объяснить развитие финансовой нестабильности и дает одно из объяснений характеристик финансовых кризисов. В ходе своего исследования Мински выделил пять этапов типичного кредитного цикла. В то время как его теории в течение многих десятилетий оставались незамеченными, кризис субстандартного ипотечного кредитования в 2008 году возобновил интерес к его формулировкам, которые также помогают объяснить некоторые модели пузыря.

Смещение

Этот этап происходит, когда инвесторы начинают замечать новую парадигму, например новый продукт или технологию, или исторически низкие процентные ставки. Это может быть практически все, что привлекает их внимание.

Бум

Цены начинают расти. Затем они получают еще больший импульс по мере того, как на рынок выходит больше инвесторов. Это готовит почву для бума. Существует общее ощущение того, что они не успевают вмешаться, что заставляет еще больше людей покупать активы.

Эйфория

Когда наступает эйфория и цены на активы стремительно растут, можно сказать, что инвесторы в большинстве забывают про осторожность  и выбрасывают ее из головы.

Получение прибыли

Выяснить, когда лопнет пузырь, непросто; как только пузырь лопнет, он больше не надуется. Но любой, кто сможет определить ранние предупреждающие признаки, заработает на продаже позиций.

Паника

Цены на активы меняются и падают (иногда так же быстро, как и росли). Инвесторы хотят ликвидировать их любой ценой. Цены на активы снижаются, поскольку предложение превышает спрос.

Примеры пузырей

Недавняя история включает в себя два очень важных пузыря: пузырь доткомов в 1990-х годах и пузырь на рынке жилья в период с 2007 по 2008 год. Однако первый зарегистрированный спекулятивный пузырь, который произошел в Голландии с 1634 по 1637 год, дает наглядный урок, который применим к современный.

Тюльпаномания

Хотя может показаться абсурдным предположение, что какой-то цветок может разрушить всю экономику, именно это произошло в Голландии в начале 1600-х годов. Торговля луковицами тюльпанов началась случайно. Ботаник привез из Константинополя луковицы тюльпанов и посадил их для своих научных исследований. Затем соседи украли луковицы и начали их продавать. Богатые начали собирать некоторые из более редких сортов в качестве предметов роскоши. По мере того, как их спрос увеличивался, цены на луковицы росли. Некоторые редкие сорта тюльпанов продавались по астрономическим ценам.

Луковицы обменивали на все, что имело ценность, включая дома и участки земли. На пике своего развития тюльпаномания породила такое безумие, что состояния были сколочены в мгновение ока. Создание фьючерсной биржи, на которой тюльпаны покупались и продавались по контрактам без фактической поставки, способствовало спекулятивному ценообразованию.

Пузырь лопнул, когда продавец договорился с покупателем о крупной покупке, а покупатель не явился. На этом этапе стало ясно, что рост цен будет неустойчивым. Это вызвало панику, которая охватила всю Европу, в результате чего стоимость любой луковицы тюльпана упала до крошечной доли ее недавней цены. Голландские власти вмешались, чтобы успокоить панику, позволив держателям контрактов быть освобожденными от своих контрактов на 10 процентов от стоимости контракта. В конце концов, состояния были потеряны как дворянами, так и мирянами.

Пузырь доткомов

Пузырь доткомов характеризовался подъемом на фондовых рынках, который подпитывался инвестициями в интернет-компании и компании, работающие в сфере высоких технологий. Другими словами это типичный технологический пузырь. Он вырос из комбинации спекулятивного инвестирования и излишка венчурного капитала, направляемого в стартап-компании. Инвесторы начали вкладывать деньги в интернет-стартапы в 1990-х годах, выражая надежду на то, что они принесут прибыль.

По мере развития технологий и начала коммерциализации интернета начинающие компании в секторе интернета и технологий способствовали росту фондового рынка, начавшемуся в 1995 году. Последующий пузырь образовался за счет дешевых денег и легкого капитала. Многие из этих компаний практически не принесли никакой прибыли или даже не получили значительного продукта. Тем не менее, они смогли провести первичное публичное размещение акций (IPO). Цены на их акции достигли невероятных высот, вызвав безумие среди заинтересованных инвесторов.

Но когда рынок достиг пика, среди инвесторов возникла паника. Это привело к потере около 10% на фондовом рынке. Капитал, который когда-то было легко получить, начал иссякать; компании с миллионной рыночной капитализацией обесценились за очень короткий промежуток времени. К концу 2001 года большая часть публичных доткомовских компаний закрылась.

Ипотечный пузырь в США

Пузырь на рынке жилья в США был пузырем на рынке недвижимости, который затронул более половины Соединенных Штатов в середине 2000-х годов. Частично это было результатом пузыря доткомов. Когда рынки начали падать, стоимость недвижимости начала расти. В то же время спрос на домовладение начал расти почти угрожающе. Процентные ставки начали снижаться. Сопутствующей силой был снисходительный подход со стороны кредиторов; это означало, что почти каждый мог стать домовладельцем.

Банки снизили требования к займам и начали снижать процентные ставки. Ипотечные кредиты с регулируемой процентной ставкой (ARM) стали фаворитом с низкими первоначальными ставками и вариантами рефинансирования в течение трех-пяти лет. Многие люди начали покупать дома, а некоторые бросили их в поисках прибыли. Но когда фондовый рынок снова начал расти, процентные ставки тоже начали расти. Для домовладельцев с ARM, их ипотечные кредиты начали рефинансироваться по более высоким ставкам. Стоимость этих домов резко упала, что спровоцировало распродажу ценных бумаг, обеспеченных ипотекой (MBS). В конечном итоге это привело к созданию условий, которые привели к невыплате по ипотечным кредитам на миллионы долларов.

Резюме

  • Пузырь — это цикл в экономике, который характеризуется быстрым ростом рыночной стоимости, особенно цен на активы.
  • Эта быстрая инфляция сопровождается быстрым снижением стоимости или сжатием, что иногда называют «крахом» или «взрывом пузыря».
  • Пузыри обычно связывают с изменением поведения инвесторов, хотя то, что вызывает это изменение в поведении, до сих пор  обсуждается и выясняется.

А на этом сегодня все про пузырь на рынке и в экономике. Надеюсь статья была для вас полезной и интересной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

  • 1
    Поделиться

Оставьте комментарий