Адам Смит: краткая биография отца экономики


Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В данной статье мы поговорим об одном из важнейшем деятеле в современной экономике — Адаме Смите. Адам Смит был шотландским экономистом 18 века, философом и писателем, которого считают отцом современной экономики. Смит выступал против меркантилизма и был главным сторонником экономической политики невмешательства (laissez-faire). В своей первой книге «Теория моральных чувств» Смит предложил идею невидимой руки — тенденцию свободных рынков регулировать себя посредством конкуренции, спроса и предложения и личных интересов.

Адам Смит краткая биография отца экономики

Содержание статьи:

Смит также известен созданием концепции валового внутреннего продукта (ВВП) и своей теорией компенсации разницы в заработной плате. Согласно этой теории, опасные или нежелательные рабочие места, как правило, предполагают более высокую заработную плату как способ привлечения работников на эти должности. Наиболее заметным вкладом Смита в область экономики была его книга 1776 года «Исследование природы и причин богатства народов».

Записанная история жизни Смита начинается с даты крещения 5 июня 1723 года в Кирколди, Шотландия, его точная дата рождения не известна. Смит учился в Университете Глазго в Шотландии в 13 лет, изучая философию морали. Позже Смит поступил в аспирантуру престижного Баллиол-колледжа Оксфордского университета.

Ранняя жизнь Адама Смита

После возвращения в Шотландию Смит провел серию публичных лекций в Эдинбургском университете. Успех его серии лекций помог ему получить профессуру в университете Глазго в 1751 году. В конце концов он получил должность кафедры моральной философии. В течение своих лет преподавания и работы в Глазго Смит работал над тем, чтобы опубликовать некоторые из своих лекций. Его книга «Теория моральных чувств» в итоге была опубликована в 1759 году книгой.

Смит переехал во Францию ​​в 1763 году, чтобы занять более выгодную должность личного наставника пасынка Чарльза Тауншенда, экономиста-любителя и будущего министра финансов. Во время своего пребывания во Франции Смит считал современниками философов Дэвида Юма, Вольтера и Бенджамина Франклина.

Богатство народов

Смит опубликовал свой самый важный труд «Исследование природы и причин богатства народов» (сокращенно «Богатство народов») в 1776 году, после того как вернулся из Франции и уехал на пенсию в свой родной город Киркалди, Шотландия. В «Богатстве народов» Смит популяризировал многие идеи, лежащие в основе классической экономики. Другие экономисты опирались на работы Смита, чтобы укрепить классическую экономическую теорию, доминирующую школу экономической мысли во время Великой депрессии. Идеи Смита очевидны в работах Давида Рикардо и Карла Маркса в девятнадцатом веке и Джона Мейнарда Кейнса и Милтона Фридмана в двадцатом веке.

В своей работе Смит обсуждает эволюцию человеческого общества от стадии охотника без прав собственности или постоянного места жительства до кочевого земледелия со сменой места жительства. Следующий этап — феодальное общество, в котором законы и права собственности устанавливаются для защиты привилегированных классов. Наконец, существует современное общество, характеризующееся невмешательством или свободными рынками, где создаются новые институты для проведения рыночных операций.

Философия свободных рынков

Философия свободных рынков подчеркивает минимизацию роли государственного вмешательства и налогообложения на свободных рынках. Хотя Смит выступал за ограниченное правительство, он действительно считал правительство ответственным за секторы образования и обороны страны.

От Смита исходит идея «невидимой руки», которая направляет силы спроса и предложения в экономике. Каждый человек, заботясь о себе, непреднамеренно помогает добиться наилучшего результата для всех. Продавая продукты, которые люди хотят покупать, гипотетический мясник, пивовар и пекарь в этой экономике надеется заработать деньги. Если они эффективно удовлетворяют потребности своих клиентов, они получат финансовое вознаграждение, и, занимаясь предпринимательской деятельностью с целью заработка денег, они также предоставляют продукты, которые нужны людям. Смит утверждал, что такая система создает богатство мясника, пивовара и пекаря, а также создает богатство для всей нации.

Богатая нация — это страна, в которой граждане трудятся продуктивно, чтобы улучшить себя и удовлетворить свои финансовые потребности. Согласно Смиту, в такой экономике человек инвестирует свое богатство в предприятие, которое, скорее всего, поможет ему получить максимальную прибыль при заданном уровне риска. Теория невидимой руки часто представлена ​​в терминах естественного явления, которое направляет свободные рынки и капитализм в направлении эффективности через спрос, предложение и конкуренцию за ограниченные ресурсы, а не как нечто, что приводит к благополучию людей.

По мнению Смита, институциональная структура необходима, чтобы направлять людей к продуктивным занятиям, приносящим пользу обществу. Эта структура состоит из таких институтов, как система правосудия, предназначенных для защиты и поощрения свободной и честной конкуренции. Однако за этой структурой должна существовать конкуренция. Для Смита соревнование — это «желание, которое приходит с нами из чрева и никогда не покидает нас, пока мы не пойдем в могилу».

Сборочный производственный метод

Идеи, продвигаемые «Богатством народов», привлекли международное внимание и были мотивирующим фактором в эволюции от земельного богатства к богатству, создаваемому методами конвейерного производства, ставшими возможными благодаря разделению труда. Смит использовал пример работы, необходимой для изготовления булавки, чтобы проиллюстрировать эффективность этого метода. Если бы один человек проделал 18 шагов, необходимых для выполнения задач, он смог бы сделать лишь несколько булавок в неделю. Однако, если бы 18 задач выполнялись на конвейере 10 людьми, производство выскочило бы до тысяч булавок в неделю. Смит утверждает, что разделение труда и, как следствие, специализация приводят к процветанию.

Валовой внутренний продукт (ВВП)

Идеи «Богатства народов» легли в основу концепции валового внутреннего продукта (ВВП) и изменили бизнес по импорту и экспорту. До публикации «Богатства народов» страны декларировали свое богатство на основе стоимости своих золотых и серебряных депозитов. Однако Смит очень критически относился к меркантилизму, он утверждал, что страны следует оценивать по уровню их производства и торговли. Эта концепция послужила основой для создания показателя ВВП для измерения благосостояния нации.

В то время, когда было опубликовано «Богатство народов», многие страны не решались торговать с другими странами. Смит утверждал, что должна быть создана свободная биржа, потому что обе страны выигрывают от этой биржи. В результате такого изменения отношения к торговле произошло увеличение импорта и экспорта. Смит также выступал за законодательство, которое максимально упростило бы торговлю.

Наследие Адама Смита

Наиболее известные идеи Смита — «невидимая рука» и разделение труда — теперь являются основополагающими экономическими теориями. Он умер 19 июля 1790 года в возрасте 67 лет, но идеи, которые он популяризировал, продолжают жить в классической школе экономики и в таких учреждениях, как Институт Адама Смита, ведущий британский неолиберальный аналитический центр свободного рынка. В 2007 году Банк Англии поместил изображение Смита на банкноту в 20 фунтов стерлингов.

Резюме

  • Адам Смит был шотландским экономистом, философом и писателем XVIII века и считается отцом современной экономики.
  • Смит наиболее известен своей книгой 1776 года «Богатство народов».
  • Идеи Смита — важность свободных рынков, конвейерных методов производства и валового внутреннего продукта (ВВП) — легли в основу теорий классической экономики.

А на этом сегодня все про Адама Смита. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

  • 3
    Поделились

Оставьте комментарий