Инфляционная психология в поведенческой экономике


Доброго времени суток, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Сегодня мы поговорим о таком интересном явлении как инфляционная психология. Когда инфляция повышается, это оказывает большое влияние на потребителей и их экономическую активность, именно это влияние или точнее состояние и называется инфляционной психологией в поведенческой экономике. О том что такое инфляционная психология мы поговорим далее в этой статье, вы узнаете в чем ее основная суть, как управляется инфляционная психология в экономике, приведем примеры и проясним влияние инфляционной психологии на инвестиции.

Инфляционная психология в поведенческой экономике

Содержание статьи:

Что такое инфляционная психология?

Инфляционная психология — это состояние ума, которое заставляет потребителей тратить деньги быстрее, полагая, что цены растут, чем они бы делали в противоположном случае. Большинство потребителей сразу же потратят деньги на продукты, если думают, что их цена скоро вырастет. Обоснование этого решения заключается в том, что потребители считают, что они могут сэкономить, купив продукт сейчас, а не позже. Инфляционная психология может стать самоисполняющимся пророчеством, потому что по мере того, как потребители тратят больше и меньше откладывают, скорость обращения денег возрастает, что еще больше увеличивает инфляцию и способствует инфляционной психологии.

Суть инфляционной психологии

Инфляционная психология, по сути, является очевидной положительной обратной связью между нынешним ростом цен и ожиданиями потребителей, что цены будут продолжать расти в будущем. Инфляционная психология опирается на довольно очевидную основную идею о том, что если цены растут и повышались в прошлом, то многие люди будут ожидать, что цены продолжат расти в будущем.

Экономисты разработали различные модели того, как работает инфляционная психология. Некоторые экономисты описывают инфляционную психологию просто как нормальную реакцию на рост цен, основанную на теориях адаптивных ожиданий или рациональных ожиданий. Что потребители формируют свои ожидания относительно будущей инфляции, основываясь (соответственно) на своих наблюдениях за недавней инфляцией и своих мысленных моделях того, как экономические переменные, такие как процентные ставки и денежно-кредитная политика, определяют инфляцию.

Кейнсианские экономисты описывают инфляционную психологию в терминах иррациональных «животных инстинктов» или более или менее несводимых волн оптимизма или пессимизма. С другой стороны, поведенческая экономика описывает инфляционную психологию больше с точки зрения когнитивных искажений, таких как смещение доступности.

Психологию инфляции в экономике в целом можно оценить с помощью таких показателей, как индекс потребительских цен (ИПЦ) и доходность облигаций, которая резко возрастет, если ожидается рост инфляции.

Управление инфляционной психологией

В зависимости от того, как объяснить инфляционную психологию, выводы относительно того, является ли это проблемой или что с ней делать, могут быть совершенно разными. Если инфляционная психология — это просто рациональный ответ на текущие экономические условия или политику, это может вообще не быть проблемой, а может быть подходящей реакцией на экономические условия или политику, вызывающие инфляцию.

С другой стороны, если рассматривать инфляционную психологию в первую очередь как своего рода иррациональную или эмоциональную реакцию участников рынка, активная политическая реакция, направленная на управление или даже борьбу с настроениями рынка, может показаться более привлекательной.

Центральные банки всегда бдительно следят за развитием инфляционной психологии, в том числе Федеральная резервная система (ФРС), которая столкнулась с высокой инфляцией, свирепствовавшей в 1970-х и 1980-х годах. Инфляционная психология может иметь негативные последствия для экономики, так как всплеск инфляции может привести к тому, что центральный банк страны повысит процентные ставки в попытке затормозить экономику. Инфляционная психология, если ее не остановить, также может со временем привести к пузырям цен на активы.

Пример инфляционной психологии

Инфляционная психология проявилась на рынке жилья США в начале нулевых. Поскольку цены на жилье росли год за годом, инвесторы привыкли верить, что «цены на жилье всегда растут».

Это привело к тому, что миллионы американцев вышли на рынок недвижимости для владения или спекуляции, что значительно сократило доступный фонд жилья и резко подняло цены. Это, в свою очередь, привлекло на рынок недвижимости США больше домовладельцев и спекулянтов, причем безумие кормления утихло только с началом в 2007 году худшего финансового кризиса и коррекции жилищного строительства со времен депрессии 1930-х годов.

Влияние инфляционной психологии на инвестиции

Влияние инфляционной психологии на разные активы различно. Например, золото и товары могут дорожать, поскольку они воспринимаются как средства защиты от инфляции. Тем временем инструменты с фиксированным доходом будут падать в цене из-за перспективы повышения процентных ставок для борьбы с инфляцией.

Влияние на акции смешанное, но с меньшей предвзятостью. Это связано с тем, что влияние потенциально более высоких ставок намного больше, чем положительное влияние на прибыль компаний, которые обладают ценовой властью повышать цены в условиях инфляции.

Резюме

  • Инфляционная психология относится к той роли, которую психология инвестора, потребителя и других участников рынка играет в процессе инфляции.
  • Экономисты описали инфляционную психологию с точки зрения рациональных ожиданий, иррациональных эмоциональных факторов или явных когнитивных предубеждений, с разными выводами в отношении последствий для рынка и ответных мер политики.
  • Инфляционная психология может способствовать устойчивой проблемной инфляции в экономике или потенциально разрушительным пузырям цен на активы.

А на этом сегодня все про инфляционную психологию. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!


Оставьте комментарий