Милтон Фридман и его монетаризм


Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В рамках данной статьи об экономике мы поговорим о Милтоне Фридмане, его биографии и вкладе в экономику, а также о его системе взглядов — монетаризме. В статье вы узнаете кем был Милтон Фридман, и ознакомитесь с основными результатами его экономических исследований и теория, в том числе теории функции потребления, монетаризма и другими. В статье также сравнивается взгляды и теории Фридмана с кейнсианской экономической теорией. Об этом и не только далее в сегодняшней статье.

Милтон Фридман и его монетаризм

Содержание статьи:

Кем был Милтон Фридман?

Милтон Фридман был американским экономистом и статистиком, наиболее известным своей твердой верой в рыночный капитализм.

Биография Милтона Фридмана

Милтон Фридман родился 31 июля 1912 года в Нью-Йорке и умер 16 ноября 2006 года в Калифорнии. Фридман вырос на Восточном побережье и учился в Университете Рутгерса, изучая математику и экономику. Он окончил колледж в 1932 году и получил степень доктора философии. получил степень бакалавра экономики в Колумбийском университете в 1946 году.

В 1937 году Фридман устроился в Национальное бюро экономических исследований (NBER), чтобы изучать распределение доходов в США. После работы над проблемой неравенства доходов он сосредоточился на налоговых исследованиях и статистическом анализе. Убежденным сторонником войны в начале 1940-х годов, он пошел работать на Федеральное правительство США в Отдел военных исследований и в качестве советника Министерства финансов, где он рекомендовал повысить налоги для подавления инфляции военного времени и разработал первую систему удержания подоходного налога.

В 1946 году, получив докторскую степень PhD, Фридман занял должность экономиста в Чикагском университете, где провел свою наиболее значительную работу. За время работы профессором Чикагского университета Фридман разработал множество теорий свободного рынка, которые противоречили взглядам традиционных кейнсианских экономистов. В своей книге «Денежно-кредитная история США, 1867-1960 годы» Фридман проиллюстрировал роль денежно-кредитной политики в создании и, возможно, обострении Великой депрессии.

Теория функции потребления

Первым крупным прорывом Фридмана в области экономики стала его Теория функции потребления в 1957 году, в которой отстаивалась идея о том, что на решения человека о потреблении и сбережениях в большей степени влияют перманентные (постоянные) изменения дохода, а не изменения дохода, которые воспринимаются как эфемерные. Эта теория породила гипотезу перманентного дохода, которая объяснила, почему краткосрочное повышение налогов на самом деле снижает сбережения и сохраняет неизменным уровень потребления при прочих равных условиях.

Основополагающим вкладом Фридмана в экономику стал его анализ преобладающих макроэкономических теорий. Когда он был профессором, в макроэкономике преобладала кейнсианская экономическая теория. Эта школа экономической мысли, основанная британским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом, подчеркивает полезность агрегированных макроэкономических переменных, считает, что налогово-бюджетная политика более важна, чем денежно-кредитная политика, что государственные расходы должны использоваться для нейтрализации волатильности делового (экономического) цикла и что цены по своей сути жесткие.

Монетаризм

В общих рамках кейнсианской экономики Фридман разработал свою собственную экономическую теорию с несколько иными выводами для экономической политики. Посредством этой теории, называемой монетаризмом, Фридман выразил важность денежно-кредитной политики и указал, что изменения в денежной массе имеют реальные краткосрочные и долгосрочные последствия — в частности, денежная масса влияет на уровни цен. Далее, Фридман использовал монетаризм, чтобы открыто противоречить кейнсианским принципам мультипликатора Кейнса и кривой Филлипса.

Фридман был удостоен Нобелевской премии по экономике в 1976 году за свои исследования доходов и потребления и за разработки в области денежной теории. На протяжении своей карьеры он опубликовал новаторские книги по современной экономике, а также множество влиятельных статей, изменив способ преподавания экономики.

Милтон Фридман и монетаризм против кейнсианской экономики

Джон Мейнард Кейнс и Милтон Фридман — оба были одними из самых влиятельных мыслителей 20 века в области экономики и государственной политики. Если Кейнс был самым влиятельным экономическим мыслителем первой половины 20 века, то Фридман был самым влиятельным экономическим мыслителем второй половины.

В то время как Кейнсу широко приписывают создание первого систематического подхода к макроэкономической политике правительства, Фридман прославился отчасти благодаря критике предложений Кейнса по политике и, вместо этого, отстаиванию большего внимания к денежно-кредитной политике.

Теории Кейнса

Кейнс утверждал, что интервенционистское правительство могло бы помочь сгладить рецессию, используя фискальную политику для поддержки совокупного спроса. Стратегические государственные расходы могут стимулировать потребление и инвестиции, утверждал Кейнс, и помочь снизить уровень безработицы.

Теории Кейнса породили новую доминирующую парадигму в экономической мысли, которая впоследствии получила название кейнсианской экономики. Несмотря на то, что она по-прежнему популярна, некоторые утверждают, что кейнсианская экономика предоставила псевдонаучное оправдание близоруким избранным политикам для создания бюджетного дефицита и накопления огромных уровней государственного долга.

Мышление свободного рынка Фридмана

По мере того, как Фридман развивал свои идеи о монетаризме, он начал выступать против многих политических предложений, выдвинутых кейнсианскими экономистами в послевоенный период. Он выступал за дерегулирование в большинстве областей экономики, призывая к возвращению к свободному рынку классических экономистов, таких как Адам Смит. Он бросил вызов современным представлениям о дефицитных расходах и предположил, что в долгосрочной перспективе только дис-координированность является результатом экспансионистской фискальной политики.

Фридман выступал за свободную торговлю, меньшее правительство и медленное, неуклонное увеличение денежной массы в растущей экономике. Его упор на денежно-кредитную политику и количественную теорию денег стал известен как монетаризм. Популярность Фридмана привлекла в Чикагский университет других мыслителей свободного рынка, что привело к созданию коалиции, получившей название Чикагской школы экономики.

Изменение академической экономической мысли

Когда Фридман получил Нобелевскую премию по экономическим наукам в 1976 году, это ознаменовало собой поворот в академической экономической мысли от кейнсианства к зарождающейся Чикагской школе. Фридман вновь сделал упор на цены, инфляцию и человеческие стимулы, что прямо противоречит сосредоточению Кейнса на занятости, интересах и государственной политике.

Кейнса считали врагом невмешательства, а Фридман стал новым публичным лицом свободных рынков. Фридман одержал крупную интеллектуальную победу после того, как три десятилетия кейнсианской политики закончились стагфляцией в конце 1970-х, что, по общему мнению истеблишмента кейнсианцев, было невозможным.

Ключевые следствия теорий Милтона Фридмана

Ниже приведены некоторые уроки, которые можно извлечь из Фридмана и его экономических теорий.

1. Судите о политике по ее результатам, а не по намерениям.

Во многих отношениях Фридман был идеалистом и либертарианским активистом, но его экономический анализ всегда основывался на практической реальности. Он сказал в интервью Ричарду Хеффнеру, ведущему «The Open Mind»: «Одна из величайших ошибок — судить о (экономической) политике и программах по их намерениям, а не по результатам».

Многие из самых противоречивых позиций Фридмана основывались на этом принципе. Он выступал против повышения минимальной заработной платы, поскольку считал, что это непреднамеренно наносит вред молодым и низкоквалифицированным рабочим, особенно представителям меньшинств. Он также выступал против таможенных тарифов и субсидий, поскольку они непреднамеренно наносят ущерб внутренним потребителям.

В его знаменитом «Открытом письме» 1989 года тогдашнему наркобарону Биллу Беннетту содержался призыв к декриминализации всех наркотиков, в основном из-за разрушительных непреднамеренных последствий войны с наркотиками. Это письмо лишило Фридмана ряда консервативных сторонников, которые, по его словам, не смогли «признать, что сами меры, которые вы одобряете, являются основным источником зла, о котором вы сожалеете».

2. Экономика может быть передана в массы.

Во время знаковых интервью Фридмана на шоу Фила Донахью в 1979 и 1980 годах ведущий сказал, что его гость был «человеком, которого никогда не обвинят в том, что он запутал экономику», и сказал Фридману, что «самое приятное в вас то, что когда вы говорите, я почти всегда вас понимаю».

Фридман читал лекции в кампусах колледжей, включая Стэнфорд и Нью-Йоркский университет. Он вел 10-серийную телевизионную программу под названием «Свободный выбор» и написал книгу с тем же названием, адаптировав ее содержание для своей аудитории.

Экономист Уолтер Блок, иногда дружелюбный агитатор Фридмана, увековечил память своего современника в 2006 году, написав: «Отважный, остроумный, мудрый, красноречивый и, я скажу, вдохновляющий анализ Милтона должен служить примером для всех нас»

3. «Инфляция всегда и везде является денежным явлением».

Самый известный отрывок из сочинений и выступлений Фридмана: «Инфляция всегда и везде является денежным явлением». Он бросил вызов интеллектуальному климату своей эпохи и подтвердил количественную теорию денег как жизнеспособный экономический принцип. В статье 1956 года, озаглавленной «Исследования количественной теории денег», Фридман обнаружил, что в долгосрочной перспективе ускоренный рост денежной массы увеличивает цены, но на самом деле не влияет на объем производства.

Работа Фридмана разрушила классическую кейнсианскую дихотомию инфляции, которая утверждала, что цены росли либо из источников «роста издержек», либо «роста спроса». Это также поставило денежно-кредитную политику на один уровень с налогово-бюджетной политикой.

4. Технократы не должны контролировать экономику.

В колонке Newsweek за 1980 год Милтон Фридман сказал: «Если вы возложите ответственность за пустыню Сахара на федеральное правительство, через пять лет будет нехватка песка». Эта знаменитая цитата, возможно, поэтическая, иллюстрирует часто доктринерское противодействие Фридмана вмешательству государства в экономику. (На самом деле пустыня Сахара долгое время в значительной степени принадлежала правительствам различных (африканских) стран и никогда не испытывала недостатка в песке).

Фридман был ярым критиком государственной власти и был убежден, что свободные рынки работают лучше по причинам морали и эффективности. Что касается реальной экономики, Фридман опирался на несколько трюизмов (прописных истин) и базовый анализ, основанный на стимулах. Он заявил, что ни один бюрократ не будет и не сможет тратить деньги так же разумно и осторожно, как налогоплательщики, у которых они были взяты. Он часто говорил о регулирующем захвате, явлении, когда влиятельные особые интересы кооптируют те самые агентства, которые призваны их контролировать.

Для Фридмана государственная политика создается и осуществляется с помощью силы, и эта сила создает непредвиденные последствия, которые не возникают в результате добровольной торговли. Ценная политическая мощь государственной силы создает стимул для богатых и нечестивых людей злоупотреблять ею, помогая вызвать то, что Фридман назвал «провалом правительства».

5. Неудачи правительства могут быть такими же или даже хуже, чем провалы рынка.

Фридман объединил свои уроки о непредвиденных последствиях и плохих стимулах государственной политики.

Фридман любил указывать на неудачи правительства. Он показал, как контроль над заработной платой и ценами президента США Ричарда Никсона привел к нехватке бензина и росту безработицы. Он выступил против Межгосударственной комиссии по торговле США (ICC) и Федеральной комиссии по связи США (FCC) за создание фактических монополий в сфере транспорта и СМИ. Известно, что он утверждал, что сочетание государственного образования, законов о минимальной заработной плате, запрета на наркотики и программ социального обеспечения непреднамеренно вынудило многие семьи в центральной части города попасть в цикл преступности и бедности.

В этой концепции заключены многие из самых сильных идей Фридмана:

  • политика имеет непредвиденные последствия
  • экономисты должны сосредоточиться на результатах, а не на намерениях
  • добровольное взаимодействие между потребителями и бизнесом часто дает лучшие результаты по сравнению с созданными правительственными постановлениями.

Резюме

  • Милтон Фридман был одним из ведущих экономических деятелей второй половины 20-го века и популяризировал многие экономические идеи, которые по-прежнему важны сегодня.
  • Экономические теории Фридмана превратились в так называемый монетаризм, опровергавший важные части кейнсианской экономической теории.
  • В своей книге «Денежно-кредитная история США, 1867-1960 годы» Фридман проиллюстрировал роль денежно-кредитной политики в создании и, возможно, обострении Великой депрессии в США.

А на этом сегодня все про Мильтона Фридмана. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

  • 3
    Поделились

1 комментарий к “Милтон Фридман и его монетаризм”

  1. Г. Самолов–Карпачёв снял все главные вопросы (шоры), завалы древности в науке и открыл свободный путь, дорогу к бессмертию человечества, а с ним и Человека!
    Уважаемые граждане Японии! Если сможете подарить мне 10 публикаций в СМИ, то я с радостью доверю (только Японии!) тысячи изобретений и будущих диссертаций на эти темы! А с ними – и судьбу нашей Цивилизации!
    И как только человечество, из ваших СМИ, узнает, что у каждого Землянина, человека на Земле, уже сегодня, появляется шанс Жить Вечно, у него сразу же исчезают все меркантильные Желания, устремления, и он (и каждый из нас!) сразу же начинает собирать свою команду, которая будет работать не за Страх, не за доллар, не на короля, а на великую идею, о которой не мечтали даже религии, даже Свифт и Пушкин и они есть, они очевидны!!! Я вижу все дороги-пути, и сегодня все они ведут в ад (к бедам, катастрофам, КОВИДам, инфекциям, войнам), но наши командиры не видят этого!? Ни короли, ни отцы религий не сочли ВАЖНЫМ, нужным возразить ущербному Ньютону, Эйнштейну, Хокингу, Минковскому, Леметру и 100 раз перепроверить, проверить их новые постулаты и доказательства, которые через 100, 200 лет, силами негодяев и мошенников, обязательно превратятся в непроходимое болото, в завалы на пути цивилизации!? Сегодня уже ни один ученик и студент не посмеет напрямую спросить президента своей страны или подневольного ректора: Вселенная – вечная или разовая, одноразовая? Так получается только потому, только из-за того, что ответы и опровержения на эти два вопроса (В КОМПЕТЕНЦИИ ВЛАСТИ!?) есть только у меня (а миллионы диссертаций – только у них)!? Но я хочу не власти короля, диктатора, а я хочу работать в коллективе в 8 миллиардов единомышленников, друзей — гениев, созидателей, счастливых и равных людей! КПД (коэффициент полезного действия) этой Вечной цивилизации моментально взлетит в 8 миллиардов раз, а так как врагов у этой цивилизации уже нет (и никогда не будет!), то и вреда от них на этой красивой планете уже не будет, а и развитие науки и техники – будет бесконечным!
    Сегодня-же!? Сегодня же даже для того, чтобы высказать свою совсем некриминальную, не опасную идею, я вынужден искать поддержку в чужой стране (нет, она мне совсем не чужая, ведь уже завтра, мы все на планете уже можем стать братьями и сёстрами, а каждый метр Земли будет принадлежать каждому из нас и ждать от каждого из нас внимания и любви!)!? Десять тысяч лет все религии моей терпеливой и приветливой планеты обещали народам мир, а после смерти – каждому вечную жизнь по известному образцу (но и здесь я всё выяснил, доказал и жду критики и подтверждения)!?
    Тех фантастических финансов, которыми обладает сегодня цивилизация, и тратит НАПРОПАЛУЮ, безрассудно, впустую, шикуя и куражась, хватило бы на достойное содержание Сотен, тысяч таких цивилизаций!? Не страшась, почему-то, космических и земных катаклизмов Цивилизация НЕ ПОНИМАЕТ, что сегодня срочно нужно СООБЩА, с единым Центром управления, УГАДЫВАТЬ, ВЫЧИСЛЯТЬ все угрозы для нашей родной планеты, родимой цивилизации, которая не хочет чтобы труды, прекрасное наследие Аристотеля, Шекспира, Бетховена, Вольтера, Пушкина, Леонардо исчезли навсегда!? Как и не было их никогда!? А сегодня «велосипед», как и атомную бомбу, изобретают, создают 200 лабораторий в 200 странах, когда нужна всего 1 лаборатория на планете!
    Внимание! Только вот этот девиз может мягко и конструктивно перестроить сознание (менталитет) каждого человека и ВДОХНОВИТЬ на совместный Труд и Праздники всех обеспокоенных землян: «Первая и главная ценность для меня – моя любимая, идеальная, счастливая, дружная цивилизация и каждый МЕТР моей планеты!». А лозунгов и идей у Григория хватит на всё, на всех! Хранитель Волшебного Кода Булата Окуджавы.
    Григорию Самолову-Карпачёву – можно верить: уже сегодня он исследовал тело человека и обнаружил в нём 600 неизвестных мышц, которые вечно спят (рано умирают, мешают, но не помогают сердцу!?). Григорий предлагает обеспечить тем самым: увеличение жизни человека до 150 лет, обещает безопасный процесс и тотальный интерес всех детей к спорту (где не будет невежественных, неуправляемых тренеров), к своему телу, к чистой отныне науке, и важно — к неоценимой поддержке стариков!
    Григорий уже уничтожил пустые опасные слова: сингулярность, «Теория Большого взрыва», «юная вселенная», пустое, поддельное (фальшивое) слово «время», весь-весь мусор веков (от всех философов сразу!), навечно уничтожил 8 детских, наивных постулатов о времени Самого Великого, Ужасного, громкого, опасного Ньютона, все фильмы с временем, все формулы, миллионы фальшивых диссертаций о пространстве-времени, как и будущий ЧИП в мозг каждого ребёнка и академика, как тотальную, повсеместную, смертельно опасную Ложь, как и жуткую Атмосферу, в которой вынуждены барахтаться, мучиться и тонуть все, даже великие диктаторы, даже прославленные гуманисты!? Жду приглашений. Готов читать лекции, отвечать на любые вопросы.

Оставьте комментарий