Локап (Lock-up) период — что это такое простыми словами


Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Сегодня мы разберем такое понятие как Локап (Lock-up) период. Этот термин не знаком многим начинающим инвесторам, хотя он очень важен при инвестировании, например в IPO. В целом, существует два основных варианта использования локап периодов: для хедж-фондов и для стартапов / IPO. О том что это такое и что необходимо знать инвесторам о локап периодах поговорим далее.

Локап (Lock-up) период - что это такое простыми словами

Содержание статьи:

Что такое Локап (Lock-up) период?

Локап (Lock-up) период (дословно «период блокировки») — это период времени, когда инвесторам не разрешается выкупать или продавать акции определенной инвестиции.

Для хедж-фондов локап период предназначен для того, чтобы дать управляющему хедж-фонда время для выхода из инвестиций, которые могут быть неликвидными или иным образом слишком быстро разбалансировать их инвестиционный портфель. Блокировка хедж-фондов обычно составляет 30-90 дней, что дает управляющему хедж-фонда время для выхода из инвестиций, не влияя на цены против их общего портфеля.

Для стартапов или компаний, желающих выйти на биржу через IPO, локап периоды помогают показать, что руководство компании остается неизменным, а бизнес-модель остается на прочной основе. Это также позволяет эмитенту IPO удерживать больше денежных средств для продолжения роста.

Как работает Локап (Lock-up) период

Lock-up период для хедж-фондов соответствует основным инвестициям каждого фонда. Например, длинный / короткий фонд, инвестируемый в основном в ликвидные акции, может иметь локап период в один месяц. Однако, поскольку событийные (event-driven) или хедж-фонды часто инвестируют в ценные бумаги с более низкой доходностью, такие как проблемные кредиты или другие долги, у них обычно бывают длительные локап периоды. Тем не менее, другие хедж-фонды могут вообще не иметь lock-up периода в зависимости от структуры инвестиций фонда.

Когда локап период заканчивается, инвесторы могут выкупить свои акции в соответствии с установленным графиком, обычно ежеквартально. Как правило, они должны направить уведомление за 30–90 дней, чтобы управляющий фондом мог ликвидировать базовые ценные бумаги, которые позволяют производить выплаты инвесторам.

В lock-up период управляющий хедж-фондом может инвестировать в ценные бумаги в соответствии с целями фонда, не заботясь о выкупе акций. У менеджера есть время для создания сильных позиций в различных активах и максимизации потенциальной прибыли, сохраняя при этом меньше кэша на руках. В отсутствие lock-up периода и графика выкупа управляющему хедж-фондом потребуется большое количество кэша или эквивалентов в любое время. Будет вложено меньше денег, и доходность может быть ниже. Кроме того, поскольку lock-up период каждого инвестора зависит от даты его личного инвестирования, массовая ликвидация не может происходить для любого данного фонда одновременно.

Lock-up периоды также могут использоваться для удержания ключевых сотрудников, когда поощрения за акции не подлежат обмену в течение установленного периода, чтобы помешать сотрудникам перейти к конкуренту, тем самым удерживая постоянно или до тех пор, пока они не выполнят ключевую задачу / миссию.

Пример локап периода хедж-фонда

Например, фиктивный хедж-фонд «Буревестник и Ко» инвестирует в проблемные долги Латинской Америки. Доходность по процентам высока, но ликвидность рынка низкая. Если бы один из клиентов «Буревестника» попытался продать большую часть своего портфеля в «Буревестник и Ко»  единовременно, он, скорей всего, отправил бы цены сильно вниз, чем если бы «Буревестник и Ко» продавала часть своих активов в течение более длительного периода времени. Но поскольку у «Буревестник и Ко» установлен 90-дневный lock-up период, он дает им время для постепенных продаж, позволяя рынку более равномерно поглощать продажи и сохранять цены более стабильными, что приводит к лучшему результату для инвестора и «Буревестник и Ко», чем могло бы быть без локап периода.

Особенности локап периода при IPO

Локап (Lock-up) период для вновь выпущенных публичных акций компании помогает стабилизировать цену акций после их выхода на рынок (IPO). Когда цена акций и спрос растут, компания приносит больше денег. Если инсайдеры бизнеса продадут свои акции сразу после IPO, то окажется, что в бизнес не стоит инвестировать, а цены на акции и спрос упадут.

Когда непубличная компания начинает процесс выхода на биржу, ключевые сотрудники могут получить уменьшенную денежную компенсацию в обмен на акции компании. Многие из этих сотрудников могут захотеть обналичить свои акции как можно быстрее после того, как компания станет публичной. Период блокировки предотвращает продажу акций сразу после IPO, когда цены на акции могут быть искусственно завышены и подвержены экстремальной волатильности цен.

Резюме

  • Локап (Lock-up) период  — это период, когда инвесторы не могут продавать определенные акции или ценные бумаги.
  • Локап (Lock-up) период используется для сохранения ликвидности и стабильности рынка.
  • Управляющие хедж-фондами используют их для поддержания стабильности и ликвидности портфеля.
  • Стартапы / IPO используют их для удержания денежных средств и демонстрации устойчивости рынка.

А на этом сегодня все про Локап (Lock-up) период. Надеюсь статья была для вас полезной и интересной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!


Оставьте комментарий