Краудфандинг — что это такое простыми словами


Что такое краудфандинг?

Краудфандинг — это привлечение небольших сумм капитала от большого числа людей для финансирования нового коммерческого предприятия. Краудфандинг привлекает обширные сообщества людей через социальные сети и краудфандинговые сайты, чтобы объединить инвесторов и предпринимателей, с потенциалом для развития предпринимательства за счет расширения пула инвесторов за пределы традиционного круга владельцев, родственников и венчурных капиталистов.

Краудфандинг - что это такое простыми словами

Содержание статьи:

Как работает краудфандинг

В большинстве стран мира и их юрисдикций действуют ограничения на то, кто может финансировать новый бизнес и определена максимальная сумма взноса. Подобно ограничениям на инвестирование в хедж-фонды, эти правила должны защищать неискушенных или небогатых инвесторов от риска слишком большой суммы своих сбережений. Так как высокая доля новых предприятий терпит неудачу, их инвесторы сталкиваются с высоким риском потери своей суммы вложения.

Краудфандинг предоставил предпринимателям возможность привлечь сотни тысяч или миллионы рублей и долларов от любого, у кого есть деньги, чтобы инвестировать. Краудфандинг — это способ для всех, у кого есть идея, рассказать о ней потенциальным инвесторам.

Один из самых забавных проектов, получивших финансирование, был от человека, который хотел создать новый рецепт картофельного салата. Его цель по сбору средств составляла всего 10 долларов, тем не менее он собрал более 55000 долларов от 6911 спонсоров. Инвесторы могут выбирать из сотен проектов и инвестировать всего 10 долларов. Сайты краудфандинга получают доход за счет процента от привлеченных средств.

Виды краудфандинга

Два наиболее традиционных использования этого термина отражают вид краудфандинга, осуществляемый начинающими компаниями, стремящимися создать новый продукт или услугу, и людьми, которые столкнулись с какой-либо чрезвычайной ситуацией. Многие люди, пострадавшие в результате стихийного бедствия, огромных медицинских расходов или другого трагического события, такого как пожар в доме, получили финансовую помощь, к которой они иначе не имели бы доступа, благодаря краудфандинговым платформам.

Однако в последние годы некоторые краудфандинговые платформы, такие как Patreon и Substack, расширили возможности краудфандинга, чтобы предложить возможность творческим людям — художникам, писателям, музыкантам или подкастерам — поддерживать свою творческую деятельность, получая стабильный источник дохода.

Популярные краудфандинговые сайты в мире

Такие краудфандинговые сайты, как Kickstarter, Indiegogo и GoFundMe, привлекают сотни тысяч людей, которые надеются создать или поддержать какой-либо большой проект.

GoFundMe

По состоянию на 2021 год GoFundMe является крупнейшей краудфандинговой платформой. С момента основания GoFundMe в 2010 году сайт собрал более 10 миллиардов долларов за счет более 150 миллионов пожертвований. GoFundMe — это сайт, наиболее популярный среди людей, стремящихся оправиться от медицинских расходов или стихийных бедствий, таких как пожар в доме, стихийное бедствие или непредвиденные расходы на чрезвычайную ситуацию. Стартапы и начинающие компании обычно используют Kickstarter.

Kickstarter

Kickstarter — еще одна популярная краудфандинг платформа. По состоянию на 2021 год, с момента своего основания в 2009 году, Kickstarter успешно профинансировал почти 200 000 проектов, на все проекты Kickstarter было выделено более 5,7 миллиарда долларов. Kickstarter — самый популярный краудфандинговый сайт для стартапов, стремящихся привлечь капитал и охватить более широкую аудиторию. Фактически, в отличие от GoFundMe, Kickstarter можно использовать только для создания проектов, которыми можно поделиться с другими.

Кроме того, Kickstarter имеет ряд серьезных ограничений. Он не может использоваться для сбора средств для пожертвований на благотворительность, проекты не могут предлагать дополнительные стимулы, такие как долю в акционерном капитале, распределение доходов или другие инвестиционные возможности. Также проект не может включать в себя список запрещенных продуктов и услуг, таких как «любой продукт или услуга, требующийся для диагностики, лечения, или предотвращения болезни», сбор средств на политические цели, наркотики или алкоголь, любые конкурсы, купоны, азартные игры и розыгрыши.

Indiegogo

Indiegogo начинался как краудфандинговый сайт, изначально ориентированный исключительно на сбор денег для независимых фильмов. Но затем через год после своего запуска в 2007 году Indiegogo  стал принимать проекты из любой категории.

Indiegogo считается менее строгой и более гибкой платформой, чем Kickstarter, поскольку она дает спонсорам контроль над тем, хотят они фиксированные или гибкие модели — это, вероятно, наиболее существенное различие между двумя краудфандинговыми платформами. Kickstarter высвобождает средства только после того, как кампания достигает своей цели финансирования, тогда как Indiegogo позволяет участнику кампании получать финансирование пропорционально или ждать, пока его цель не будет достигнута.

Участнику кампании может быть проще и менее рискованно использовать гибкое финансирование (т. е. Получать средства по мере их поступления). Однако, независимо от собранной суммы, участники кампании все равно должны сдержать свои обещания. Для спонсора фиксированное финансирование более привлекательно, поскольку связано с гораздо меньшим риском.

Комиссия за любу краудфандинговую платформу составляет от 5% до 12%. Прежде чем выбирать краудфандинговую платформу, обратите внимание на структуру штрафных комиссий.

Краудфандинг в России и популярные площадки

Краудфандинг в России стал полноценно регулироваться относительно недавно, только в 2019 году. Когда был принят закон о краудфандинге (259-ФЗ). Согласно этому закону одно лицо может привлечь не более 1 млрд рублей за год, при этом физическое лицо без статуса профессионального инвестора не может вложить более 600 000 рублей за 1 год.

Деятельность краудфандинговых площадок контролируется Банком России, любая площадка должна быть внесена в специальный реестр и иметь собственный капитал не менее 5 млн рублей.

Существует еще ряд других ограничений с которыми можете ознакомится в 259-ФЗ.

Список крупнейших российских краудфандинговых площадок и платформ:

  • Планета
  • Бумстартер
  • Поток
  • Город денег
  • Модуль Деньги
  • Пененза
  • StartTrack
  • Kroogi
  • и другие..

Преимущества и недостатки краудфандинга

Наиболее очевидным преимуществом краудфандинга для начинающей компании или частного лица является его способность предоставлять доступ более широкой и разнообразной группе инвесторов и сторонников. С повсеместным распространением социальных сетей краудфандинговые платформы — это невероятный способ для предприятий и частных лиц как расширить свою аудиторию, так и получить необходимое финансирование.

Более того, многие краудфандинговые проекты основаны на вознаграждении. Инвесторы могут принять участие в запуске нового продукта или получить награду за свои инвестиции. Например, производитель нового мыла, сделанного из беконного жира, может послать бесплатный кусок мыла каждому из своих инвесторов. Видеоигры — это популярное краудфандинговое вложение для геймеров, которые часто получают предварительные копии игры в качестве бонуса.

Популярность краудфандинга на основе акций растет, поскольку он позволяет начинающим компаниям привлекать деньги, не уступая контроль венчурным инвесторам. В некоторых случаях он также предлагает инвесторам возможность заработать долю в предприятии. В США краудфандинг на основе акций регулируется Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC).

Потенциальные недостатки краудфандинга включают возможный ущерб вам или репутации вашей компании, вызванный самим «обращением» к краудфандингу. К недостаткам также следует отнести сборы, взимаемые краудфандинговой платформой. Кроме всего перечисленного, на некоторых платформах, если вы не достигнете своей финансовой цели, любые вложения будут возвращены вашим инвесторам, и вы ничего не получите.

Преимущества:

  • Доступ к финансированию из дополнительных источников, на средства которых вы иначе не могли бы претендовать
  • Отличный способ взаимодействия с потенциальными потребителями
  • Возможность оценить общественное мнение о вашем продукте

Недостатки:

  • Необходимо соблюдать правила и платить сборы краудфандинговой платформы.
  • Возможный ущерб репутации вашей стартап-компании
  • В некоторых случаях, если вы не достигнете своей цели финансирования, любые обещанные средства будут возвращены вашим инвесторам.

Примеры краудфандинга

Многие продукты и бизнесы, привлеченные с помощью краудфандинга на Kickstarter, стали очень успешными и прибыльными. Например, через сайт финансировалась Oculus VR, американская компания, специализирующаяся на аппаратном и программном обеспечении виртуальной реальности. В 2012 году основатель Палмер Лаки запустил кампанию на Kickstarter по сбору денег, чтобы их гарнитуры виртуальной реальности, предназначенные для видеоигр, стали доступны для разработчиков. Краудфандинг кампании составил 2,4 миллиона долларов, что в десять раз больше первоначальной цели в 250 000 долларов. В марте 2014 года Facebook приобрела Oculus VR за 2,3 миллиарда долларов наличными и акциями.

Еще один пример компании, которая добилась успеха благодаря кампаниям на Kickstarter, — это M3D, компания, основанная двумя друзьями, которые производят небольшие 3D-принтеры. Дэвид Джонс и Майкл Армани собрали 3,4 миллиона долларов для своего Micro 3D-принтера на краудфандинговом сайте в 2014 году. Крошечный 3D-принтер, который поставляется с различными прочными 3D-чернилами, теперь доступен на Staples, Amazon.com, Brookstone и других площадках.

В апреле 2019 года Critical Role, американская веб ролевая игра и сериал, транслируемый в прямом эфире с участием группы выдающихся дикторов и актеров озвучивания, собрала 4,7 миллиона долларов всего за 24 часа для своего последнего анимационного фильма «The Legend of Vox Machina». Ни одна из других кампаний Kickstarter 2019 года не достигла подобной суммы ​​(за период сбора от 30 до 60 дней).

Резюме

Что такое краудфандинг и как он работает?

Краудфандинг — это использование небольших сумм капитала большого числа людей для финансирования нового коммерческого проекта или стартапа. В зависимости от типа краудфандинга инвесторы либо жертвуют деньги альтруистично, либо получают вознаграждение, например, долю в компании, которая собрала деньги, или ее продукцию в виде бонуса.

Выплачивает ли проект краудфандинга спонсорам и инвесторам?

Для краудфандинга, который работает на основе пожертвований, компании не нужно возвращать деньги инвесторам. Однако многие компании предлагают стимулы для первых спонсоров, такие как получение продукта одним из первых, в случае успешной реализации.

Законен ли краудфандинг в России?

Да, закон о краудфандинге № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был подписан 2 августа 2019 года Президентом РФ — Владимиром Путиным. Согласно ему существует ряд требований и ограничений как для платформ, так и для размещаемых на них проектов и их спонсоров.

  • Ограничения краудфандинга применяются к тому, кому разрешено финансировать новый бизнес и сколько им разрешено вносить.
  • Краудфандинг позволяет инвесторам выбирать из сотен проектов и инвестировать от 10 долларов.
  • Сайты краудфандинга получают доход за счет процента от привлеченных средств.
  • SEC регулирует краудфандинговые предприятия в США. В России краудфандинг регулируется № 259-ФЗ и Банком России.
  • Kickstarter, Indiegogo и GoFundMe — одни из самых популярных платформ для краудфандинга в мире. В России лидерами краудфандинговых платформ являются Планета и Бумстартер.

А на этом сегодня все про краудфандинг. Надеюсь статья была для вас полезной и интересной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!


Оставьте комментарий