Модель, анализ и формула Дюпона — что это


Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В данной статье про финансовые показатели мы поговорим о модели Дюпона, которая также известна и под другими названиями — уравнение, анализ, формула и другие. Вы узнаете что такое модель Дюпона, какова ее формула расчета, что он показывает и какие компоненты включает в себя. Также в статье приведен пример использования модели Дюпона на практике, сравнивается модель Дюпона с показателем рентабельности собственного капитала, и приведены случаи ограничения использования анализа Дюпона. Обо всем этом и не только в сегодняшней статье далее.

Модель, анализ и формула Дюпона

Содержание статьи:

Что такое модель Дюпона?

Модель Дюпона (также известная как идентичность Дюпона, уравнение, формула или анализ Дюпона) представляет собой основу для анализа фундаментальной производительности, популяризируемую DuPont Corporation. Модель Дюпона — это полезный метод, используемый для разложения различных факторов рентабельности капитала (ROE). Декомпозиция ROE позволяет инвесторам сосредоточиться на ключевых показателях финансовых результатов индивидуально, чтобы определить сильные и слабые стороны.

Формула и расчет модели Дюпона

Модель Дюпона — это расширенная формула рентабельности собственного капитала, рассчитываемая путем умножения маржи чистой прибыли на оборачиваемость активов на множитель собственного капитала.

Модель Дюпона = Рентабельность по чистой прибыли × AT × EM

где:
Рентабельность по чистой прибыли = Чистая прибыль / Доход
AT = Оборот активов в ходе хозяйственной деятельности
Оборот активов в ходе хозяйственной деятельности = Продажи / Средняя сумма активов
EM = Множитель собственного капитала
Множитель капитала = Средняя сумма активов / Средний собственный капитал

О чем говорит Модель Дюпона

Модель Дюпона используется для оценки составных частей рентабельности капитала (ROE) компании. Это позволяет инвестору определить, какая финансовая деятельность больше всего способствует изменению рентабельности собственного капитала. Инвестор может использовать подобный анализ для сравнения операционной эффективности двух аналогичных компаний. Менеджеры могут использовать анализ Дюпона для выявления сильных и слабых сторон, которые необходимо устранить.

Есть три основных финансовых показателя, которые определяют рентабельность капитала (ROE): операционная эффективность, эффективность использования активов и финансовый рычаг (леверидж). Операционная эффективность представлена ​​рентабельностью по чистой прибыли или чистой прибылью, деленной на общий объем продаж или выручку. Эффективность использования активов измеряется коэффициентом оборачиваемости активов. Леверидж измеряется множителем собственного капитала, который равен среднему значению активов, разделенному на средний собственный капитал.

Компоненты модели Дюпона

Модель Дюпона разбивает ROE на составляющие компоненты, чтобы определить, какие из этих факторов наиболее ответственны за изменения ROE.

Рентабельность по чистой прибыли

Маржа чистой прибыли (норма прибыли) — это отношение чистой прибыли к общей выручке или общему объему продаж. Это один из основных показателей рентабельности.

Один из способов подумать о чистой прибыли — представить магазин, который продает один продукт по цене 1 доллар. После затрат, связанных с покупкой инвентаря, поддержанием местоположения, выплатой сотрудникам, налогами, процентами и другими расходами, владелец магазина сохраняет 0,15 доллара прибыли с каждой проданной единицы. Это означает, что норма прибыли собственника составляет 15%, которую можно рассчитать следующим образом:

Норма прибыли (profit margin) = Чистая прибыль / Доход = $0.15 / $1 = 15%​

Норма прибыли может быть улучшена, если затраты владельца будут снижены или если цены будут повышены, что может иметь большое влияние на рентабельность собственного капитала. Это одна из причин того, что акции компании будут испытывать высокий уровень волатильности, когда руководство внесет изменения в свои рекомендации в отношении будущей маржи, затрат и цен.

Коэффициент оборачиваемости активов

Коэффициент оборачиваемости активов показывает, насколько эффективно компания использует свои активы для получения дохода. Представьте, что у компании было 100 долларов активов, и она получила 1000 долларов от общего дохода в прошлом году. Общая выручка от активов в 10 раз превышает их стоимость, что совпадает с коэффициентом оборачиваемости активов и может быть рассчитано следующим образом:

Коэффициент оборачиваемости активов = Доход / Средние активы = $1000 / $100 = 10​

Нормальный коэффициент оборачиваемости активов будет варьироваться от одной отраслевой группы к другой. Например, дисконтный розничный торговец или продуктовый магазин будет получать большой доход от своих активов с небольшой маржой, что сделает коэффициент оборачиваемости активов очень большим. С другой стороны, коммунальная компания владеет очень дорогими основными фондами по сравнению с ее выручкой, в результате чего коэффициент оборачиваемости активов намного ниже, чем у розничной компании.

Это соотношение может быть полезно при сравнении двух очень похожих компаний. Поскольку средние активы включают в себя такие компоненты, как запасы, изменения в этом соотношении могут сигнализировать о том, что продажи замедляются или ускоряются, раньше, чем это проявится в других финансовых показателях. Если оборачиваемость активов компании возрастет, ее ROE улучшится.

Финансовый рычаг (Леверидж)

Финансовый рычаг или мультипликатор собственного капитала — это косвенный анализ использования компанией заемных средств для финансирования своих активов. Предположим, у компании есть активы на 1000 долларов и собственный капитал на 250 долларов. Уравнение баланса покажет вам, что у компании также есть долг на 750 долларов (активыобязательства = капитал). Если компания заимствует больше для покупки активов, коэффициент будет продолжать расти. Счета, используемые для расчета левериджа, находятся в балансе, поэтому аналитики разделят средние активы на средний собственный капитал, а не на остаток на конец периода, следующим образом:

Финансовый рычаг = Средние активы / Средний капитал = $ 1000 / $ 250 = 4​

Большинству компаний следует использовать заемные средства с акциями для финансирования операций и роста. Отсутствие заемных средств может поставить компанию в невыгодное положение по сравнению с ее конкурентами. Однако использование слишком большого долга для увеличения коэффициента финансового левериджа — и, следовательно, повышения рентабельности собственного капитала — может создать непропорциональные риски.

Пример использования модели Дюпона

Инвестор наблюдал за двумя аналогичными компаниями, SuperCo и Gear Inc., которые в последнее время улучшают свою рентабельность капитала по сравнению с остальной частью их группы аналогов. Это может быть хорошо, если две компании лучше используют активы или улучшают рентабельность.

Чтобы решить, какая компания представляет собой лучшую возможность, инвестор решает использовать анализ Дюпона, чтобы определить, что каждая компания делает для улучшения своей рентабельности собственного капитала и является ли это улучшение устойчивым.

Пример использования модели Дюпона

Как видно из таблицы, SuperCo улучшила свою рентабельность за счет увеличения чистой прибыли и сокращения общих активов. Изменения SuperCo улучшили рентабельность и оборачиваемость активов. Из информации инвестор может сделать вывод, что SuperCo также сократила часть своего долга, поскольку средний собственный капитал остался прежним.

Присмотревшись к Gear Inc., инвестор может увидеть, что все изменение рентабельности собственного капитала произошло из-за увеличения финансового левериджа. Это означает, что Gear Inc. заняла больше денег, что уменьшило средний капитал. Инвестор обеспокоен тем, что дополнительные заимствования не повлияли на чистую прибыль, выручку или маржу прибыли компании, а это означает, что левередж может не добавить реальной стоимости компании.

Или, как пример из реальной жизни, рассмотрим магазины Wal-Mart (NYSE: WMT). Чистая прибыль Wal-Mart за последние двенадцать месяцев (ttm) составила 5,2 миллиарда долларов, выручка — 512 миллиардов долларов, активы — 227 миллиардов долларов, а собственный капитал — 72 миллиарда долларов.

Норма прибыли компании составляет 1%, или 5,2 млрд долларов / 512 млрд долларов. Оборачиваемость активов составляет 2,3 или 512 млрд долларов / 227 млрд долларов. Финансовый леверидж (или мультипликатор собственного капитала) составляет 3,2 или 227 миллиардов долларов / 72 миллиарда долларов. Таким образом, его доходность или собственный капитал (ROE) составляет 7,4%, или 1% x 2,3 x 3,2.

Модель Дюпона и ROE

Показатель рентабельности капитала (ROE) — это чистая прибыль, разделенная на собственный капитал. Модель Дюпона по-прежнему остается ROE, только расширенной версией. Один только расчет ROE показывает, насколько хорошо компания использует капитал акционеров.

С помощью анализа Дюпона инвесторы и аналитики могут понять, что движет изменениями в ROE или почему ROE считается высоким или низким. Таким образом, модель Дюпона может помочь определить, является ли прибыльность, использование активов или задолженность движущей силой рентабельности собственного капитала.

Ограничения использования модели Дюпона

Самый большой недостаток модели Дюпона заключается в том, что, несмотря на широкие возможности, она по-прежнему опирается на бухгалтерские уравнения и данные, которыми можно манипулировать. Кроме того, даже при ее полноте, модели Дюпона не хватает контекста относительно того, почему отдельные коэффициенты являются высокими или низкими, и следует ли их вообще считать высокими или низкими.

Популярные вопросы о модели Дюпона

Что вам говорит анализ DuPont?

Модель Дюпона — это полезный метод, используемый для разложения различных факторов рентабельности капитала (ROE) для бизнеса. Это позволяет инвестору определить, какая финансовая деятельность больше всего способствует изменению рентабельности собственного капитала. Инвестор может использовать подобную модель для сравнения операционной эффективности двух аналогичных компаний.

В чем разница между трехфакторной и пятифакторной моделью Дюпона?

Существует две версии модели Дюпона: одна использует разложение ROE на 3 компонента, а другая — 5 компонентов. Трехфакторное уравнение разбивает ROE на три очень важных компонента:

ROE = (Чистая прибыль / Продажи) × ( Продажи / Активы) × (Активы / Собственный капитал)

​Пятифакторная версия в свою очередь:

ROE = (EBT / S) × (S / A) × (A / E) × (1 — TR)

где:
EBT — Прибыль до налогообложения
S — Продажи
А — Активы
E — Капитал
TR — Ставка налога

Почему это называется моделью DuPont?

В 1920-х годах американский химический и производственный гигант DuPont Corporation создал инструмент внутреннего управления, чтобы лучше понять, откуда взялась его операционная эффективность, а где ее не хватало. Разбивая ROE на более сложное уравнение, модель Дюпона показывает причины сдвигов в этом показателе.

Каковы ограничения использования модели Дюпона?

Хотя модель Дюпона может быть очень полезным инструментом для менеджеров, аналитиков и инвесторов, она не лишена своих недостатков. Расширяющий характер уравнений Дюпона означает, что для этого требуется несколько входных данных. Как и в случае с любым расчетом, результаты хороши ровно настолько, насколько хороши введенные данные. Модель Дюпона использует данные из отчета о прибылях и убытках и баланса компании, некоторые из которых могут быть не совсем точными. Даже если данные, используемые для расчетов, надежны, все же существуют дополнительные потенциальные проблемы, такие как сложность определения относительных значений. хороших или плохих соотношений по сравнению с отраслевыми нормами. Сезонные факторы, зависящие от отрасли, также могут быть важным фактором, поскольку они могут искажать соотношения. Например, некоторые компании всегда имеют более высокий уровень запасов в определенное время года. Различная практика бухгалтерского учета в компаниях также может затруднить точное сравнение.

Резюме

  • Модель Дюпона — это основа для анализа фундаментальной производительности, первоначально популяризированная DuPont Corporation.
  • Модель Дюпона — это полезный метод, используемый для разложения различных факторов рентабельности капитала (ROE).
  • Инвестор может использовать подобную модель для сравнения операционной эффективности двух аналогичных компаний. Менеджеры могут использовать модель Дюпона для выявления сильных и слабых сторон, которые необходимо устранить.

А на этом сегодня все про модель, анализ и формулу Дюпона. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

  • 3
    Поделились

Оставьте комментарий