Неоклассическая экономическая теория


Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В этой статье поговорим об одной из экономических школ, популярных среди современных экономистов — неоклассическая экономическая теория. В статье изложена основная суть теории, а также ее краткое история возникновения, критика и отличие от классической теории и других подходов в экономике.

Неоклассическая экономическая теория

Содержание статьи:

Что такое неоклассическая экономика?

Неоклассическая экономика — это широкая теория, которая фокусируется на спросе и предложении как движущих силах производства, ценообразования и потребления товаров и услуг. Она возникла примерно в 1900 году, чтобы конкурировать с более ранними теориями классической экономики.

Одно из ключевых ранних предположений неоклассической экономики состоит в том, что полезность для потребителей, а не стоимость производства, является наиболее важным фактором при определении ценности продукта или услуги. Этот подход был разработан в конце 19 века на основе книг Уильяма Стэнли Джевонса, Карла Менгера и Леона Вальраса.

Теории неоклассической экономики лежат в основе современной экономики, наряду с принципами кейнсианской экономики. Хотя неоклассический подход является наиболее распространенной экономической теорией, у него есть противники.

Суть неоклассической экономической теории

Термин «неоклассическая экономика» был придуман в 1900 году. Экономисты-неоклассики считают, что первостепенная забота потребителя — это максимальное личное удовлетворение. Следовательно, они принимают решения о покупке, основываясь на своих оценках полезности продукта или услуги. Эта теория совпадает с теорией рационального поведения, которая утверждает, что люди действуют рационально при принятии экономических решений.

Кроме того, неоклассическая экономика утверждает, что продукт или услуга часто имеют ценность, превышающую их производственные затраты. В то время как классическая экономическая теория предполагает, что стоимость продукта определяется стоимостью материалов плюс стоимость рабочей силы, экономисты-неоклассики говорят, что восприятие потребителями ценности продукта влияет на его цену и спрос.

Наконец, эта экономическая теория утверждает, что конкуренция приводит к эффективному распределению ресурсов в экономике. Силы спроса и предложения создают рыночное равновесие.

В отличие от кейнсианской экономики неоклассическая школа утверждает, что сбережения определяют инвестиции. В неоклассической экономической теории делается вывод о том, что равновесие на рынке и рост при полной занятости должны быть основными экономическими приоритетами правительства.

Доводы против неоклассической экономики

Критики этой школы считают, что неоклассический подход не может точно описать реальную экономику. Они утверждают, что предположение о том, что потребители ведут себя рационально, делая выбор, игнорирует уязвимость человеческой природы к эмоциональным реакциям.

Экономисты-неоклассики утверждают, что силы спроса и предложения приводят к эффективному распределению ресурсов.

Некоторые критики также обвиняют неоклассическую экономику в неравенстве в глобальном долге и торговых отношениях, потому что теория утверждает, что трудовые права и условия жизни неизбежно улучшатся в результате экономического роста.

Неоклассический кризис?

Последователи неоклассической экономики считают, что не существует верхнего предела прибыли, которую могут получить хитрые капиталисты, поскольку ценность продукта определяется восприятием потребителя. Эта разница между фактической стоимостью продукта и ценой, по которой он продается, называется экономическим излишком.

Однако можно сказать, что такое мышление привело к финансовому кризису 2008 года. В преддверии этого кризиса современные экономисты считали, что синтетические финансовые инструменты не имеют потолка цены, потому что инвесторы в них воспринимали рынок жилья как безграничный по своему потенциалу для роста. И экономисты, и инвесторы ошибались, и рынок этих финансовых инструментов рухнул.

Резюме

  • Классические экономисты полагают, что наиболее важным фактором в цене продукта являются издержки производства.
  • Экономисты-неоклассики утверждают, что восприятие потребителем ценности продукта является определяющим фактором его цены.
  • Они называют разницу между фактическими производственными затратами и розничной ценой экономическим излишком.

А на этом сегодня все про неоклассическую экономическую теорию. Надеюсь статья была для вас полезной и интересной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!


Оставьте комментарий