Мультипликатор P/S — отношение цены и объема продаж (выручки)


Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В данный статье мы разберем еще один из самых востребованных в мире финансов и инвестиций показателей и коэффициентов — это мультипликатор P/S или отношение цены и объема продаж (выручки). Напомню, что не так давно на проекте уже была опубликована статья о другом подобном коэффициенте — мультипликаторе P/E. В статье кратко рассмотрено это понятие простыми словами и более подробно определена суть мультипликатора P/S и формула его расчета. Кроме этого в статье вы найдете примеры расчета коэффициента цены к выручке P/S, в том числе и на примере компании Apple, а также ответы на наиболее популярные вопросы о мультипликаторе.

Мультипликатор PS - отношение цены и объема продаж (выручки)

Содержание статьи:

Что такое мультипликатор цены и объема продаж?

Отношение цены к объему продаж (P/S), также известный в мире финансов как коэффициент или мультипликатор P/S — это коэффициент финансовой оценки, который сравнивает стоимость акций компании с ее доходами. Если говорить простыми словами, то это показатель того, насколько финансовые рынки оценивают каждый рубль продаж или выручки компании.

Суть и формула расчета мультипликатора цены к выручке (P/S)

Коэффициент P/S является ключевым инструментом анализа и оценки для инвесторов и аналитиков. Мультипликатор P/S показывает, сколько инвесторы готовы платить за рубль продаж. Он может быть рассчитан либо путем деления рыночной капитализации компании на ее общий объем продаж за определенный период (обычно двенадцать месяцев), либо в расчете на акцию путем деления цены акции на объем продаж на акцию. Коэффициент P/S также известен как мультипликатор продаж или мультипликатор выручки.

Как и все финансовые коэффициенты, коэффициент P/S наиболее актуален при сравнении компаний в одном секторе. Низкий коэффициент может указывать на недооценку акций, тогда как коэффициент, который значительно выше среднего, может указывать на переоценку.

Типичный 12-месячный период, используемый для продаж в соотношении P/S, как правило, составляет последние четыре квартала (также называемые завершающими 12 месяцами или TTM) или самый последний или текущий финансовый год (FY). Мультипликатор P/S, основанный на прогнозе продаж на текущий год, называется форвардным коэффициентом P/S.

Чтобы определить и рассчитать мультипликатор P/S, необходимо разделить текущую цену акции на объем продаж на акцию (sales per share). Текущую цену акций можно узнать, указав тикер акции на любом крупном финансовом портале. Показатель продаж на акцию рассчитывается путем деления общего объема продаж компании на количество акций в обращении.

Мультипликатор P/S = MVS ÷ SPS

где:
MVS — текущая стоимость акции
SPS — продажи на акцию
Как и в случае с другими коэффициентами, мультипликатор P/S имеет наибольшее значение, когда он используется для сравнения компаний из одного сектора.

Коэффициент P/S не учитывает, получает ли компания какую-либо прибыль или будет ли она когда-либо получать прибыль. Сравнение компаний в разных отраслях также может оказаться сложным. Например, компании, производящие видеоигры, будут иметь другие возможности, когда дело доходит до превращения продаж в прибыль, по сравнению, скажем, с продуктовыми ритейлерами. Кроме того, коэффициенты P/S не учитывают долговую нагрузку или состояние баланса компании. То есть компания, практически не имеющая долга, будет более привлекательной, чем компания с высокой долей заемных средств с тем же коэффициентом P/S.

В то время как соотношение P/S не учитывает долги, соотношение стоимости к продажам предприятия (EV/Sales) учитывает. Коэффициент EV/Sales использует стоимость компании (EV), а не рыночную капитализацию, как коэффициент P/S. Стоимость компании (EV) увеличивает рыночную капитализацию заемных средств и привилегированных акций и вычитает денежные средства. Отношение EV/Sales считается более лучшим, хотя оно требует большего количества шагов и не всегда доступно для расчета из-за недостатка данных.

Примеры коэффициента цены к объему продаж (P/S)

В качестве примера рассмотрим квартальные продажи компании Буревестник, показанные в таблице ниже. Продажи за 1 финансовый год (ФГ1) — это фактические продажи, а продажи за ФГ2 — это средние прогнозы аналитиков (предположим, что в настоящее время мы находимся в первом квартале или КВ1 ФГ2). У Буревестник 100 миллионов акций в обращении, и в настоящее время они торгуются по 10 рублей за акцию.

 ФГ1 - КВ1ФГ1 - КВ2ФГ1 - КВ3ФГ1 - КВ4ФГ2 - КВ1ФГ2 - КВ2ФГ2 - КВ3ФГ2 - КВ4
Выручка (объем продаж), млн руб100110120125130135130125

В настоящее время мультипликатор P/S компании Буревестник на основе скользящих 12 месяцев будет рассчитываться следующим образом:

  • Объем продаж за последние 12 месяцев (TTM) = 455 миллионов рублей (сумма всех значений ФГ1)
  • Продажи на акцию (TTM) = 4,55 рублей (455 миллионов рублей продаж / 100 миллионов акций в обращении)
  • Коэффициент P/S = 2,2 (цена акции 10 рублей / продажи 4,55 рублей на акцию)

Коэффициент P/S для компании Буревестник в текущем финансовом году (ФГ2) будет рассчитан следующим образом:

  • Объем продаж за текущий финансовый год (ФГ2) = 520 миллионов рублей.
  • Продажи на акцию = 5,20 рублей
  • Коэффициент P/S = 10 руб / 5,20 руб = 1,92

Если компании-партнеры Буревестника, которые, как мы предполагаем, находятся в том же секторе и имеют схожий размер с точки зрения рыночной капитализации, торгуются со средним коэффициентом P/S (TTM) 1,5 по сравнению с 2,2, то это предполагает более высокую оценку стоимости компании. Одной из причин этого может быть рост выручки на 14,3%, который Буревестник, как ожидается, продемонстрирует в текущем финансовом году (520 миллионов рублей против 455 миллионов рублей), что может быть лучше, чем ожидалось для аналогичных компаний.

Пример мультипликатора P/S для компании Apple

Приведем еще один пример, возьмем выручку Apple в 2020 финансовом году в размере 274,5 миллиарда долларов. При 17,53 миллиарда акций в обращении по состоянию на 30 сентября 2020 года продажи Apple на акцию составили 15,66 доллара. В тот же день цена ее акций закрылась на уровне 115,81 доллара, в результате чего коэффициент P/S компании составил 7,4.

В тот же период, в конце сентября 2020 года, Google торговалась с соотношением P/S 6,5, а Microsoft — 10,79, что говорит о том, что Apple и Google могут быть недооценены или Microsoft может быть переоценена.

Ответы на популярные вопросы о коэффициенте P/S

Чем мультипликатор цены и объема продаж (P/S) полезен для инвесторов?

Коэффициент P/S, также известный как мультипликатор продаж или мультипликатор выручки, является ключевым инструментом анализа и оценки для инвесторов и аналитиков. Коэффициент показывает, сколько инвесторы готовы платить за рубль продаж. Его можно рассчитать либо путем деления рыночной капитализации компании на ее общий объем продаж за определенный период (обычно двенадцать месяцев), либо из расчета на акцию путем деления цены акции на объем продаж на акцию. Как и все коэффициенты, коэффициент P/S наиболее актуален при сравнении компаний в одном секторе. Низкий коэффициент может указывать на недооценку акций, а коэффициент, который значительно выше среднего в отрасли, может указывать на переоценку.

Каковы ограничения коэффициента цены к выручке (P/S)?

Коэффициент P/S не учитывает, получает ли компания какую-либо прибыль или будет ли она когда-либо получать прибыль. Сравнение компаний в разных отраслях также может оказаться сложным. Например, компании, производящие видеоигры, будут иметь другие возможности, когда дело доходит до превращения продаж в прибыль, по сравнению, скажем, с продуктовыми ритейлерами. Кроме того, коэффициенты P/S не учитывают долговую нагрузку или состояние баланса компании.

Что такое стоимость предприятия для продаж (EV/Sales)?

Отношение стоимости компании к объему продаж (EV/sales) измеряет, сколько будет стоить покупка стоимости компании с точки зрения ее продаж. Более низкий коэффициент EV/sales указывает на то, что компания является более привлекательной для инвестиций, поскольку может быть относительно недооценена. По сути, этот коэффициент использует стоимость компании (EV), а не рыночную капитализацию, как коэффициент P/S. Cтоимость компании (EV) увеличивает рыночную капитализацию заемных средств и привилегированных акций и вычитает денежные средства. Поскольку этот коэффициент учитывает долговую нагрузку компании, соотношение EV/sales считается лучшим, хотя оно включает больше шагов и не всегда доступно.

Резюме

  • Мультипликатор цены к объему продаж (P/S) показывает, сколько инвесторы готовы платить за рубль продаж за акцию.
  • Коэффициент P/S рассчитывается путем деления цены акции на объем продаж базовой компании на акцию.
  • Низкий мультипликатор P/S  может означать, что акция недооценена, в то время как коэффициент выше среднего может указывать на то, что акция переоценена.
  • Одним из недостатков коэффициента P/S является то, что он не принимает во внимание, получает ли компания какие-либо доходы и будет ли она когда-либо получать прибыль.

А на этом сегодня все про мультипликтор P/S. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!


Оставьте комментарий