Шок спроса — это


Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В сегодняшней статье мы поговорим о понятии шока спроса. Вы узнаете что такое шок спроса и в чем его основная суть, а также приведем реальные примеры шока спроса на рынках. Обо всем этом читайте далее в статье.

Шок спроса - это

Что такое шок спроса?

Шок спроса — это внезапное неожиданное событие, которое резко увеличивает или снижает спрос на продукт или услугу, обычно временно. Положительный шок спроса — это внезапное увеличение спроса, а отрицательный шок спроса — это его уменьшение. Любой шок повлияет на цены продукта или услуги.

Шок спроса может быть противопоставлен шоку предложения, который представляет собой внезапное изменение предложения продукта или услуги, которое вызывает наблюдаемый экономический эффект.

Шоки спроса и предложения являются примерами экономических потрясений.

Суть шока спроса

Шок спроса — это серьезное, но временное нарушение рыночной цены на продукт или услугу, вызванное неожиданным событием, которое меняет восприятие и спрос.

Землетрясение, эпидемия, технический прогресс и правительственная программа стимулирования — все это может вызвать шок спроса. То же самое может быть с негативным обзором, отзывом продукта или неожиданным новостным событием.

Спрос и предложение

Когда спрос на товар или услугу быстро увеличивается, их цена обычно увеличивается, потому что поставщики не могут справиться с повышенным спросом. С экономической точки зрения это приводит к сдвигу кривой спроса вправо. Внезапное падение спроса вызывает обратное. Имеющееся предложение слишком велико для спроса.

Другие потрясения спроса могут быть вызваны ожиданием стихийного бедствия или климатического события, например, перерасхода воды в бутылках, резервных генераторов или электрических вентиляторов.

Положительный шок спроса может быть вызван налогово-бюджетной политикой, такой как экономические стимулы или снижение налогов. Отрицательные шоки спроса могут быть вызваны политикой сдерживания, такой как сокращение денежной массы или сокращение государственных расходов. Положительные или отрицательные, их можно рассматривать как преднамеренные шоки для системы.

Примеры шоков спроса

Рост числа электромобилей за последние несколько лет — это реальный пример шока спроса. Спрос на электромобили и, как следствие, на комплектующие к ним было сложно предугадать. Литиевые батареи, например, пользовались низким спросом еще в середине 2000-х годов.

С 2010 года рост спроса на электромобили со стороны таких компаний, как Tesla Motors, увеличил общую рыночную долю этих автомобилей до 3 процентов, или примерно 2 100 000 автомобилей. Спрос на литиевые батареи для автомобилей также резко вырос, причем несколько неожиданно.

Дефицит лития

Литий — ограниченный природный ресурс, который трудно добывать, и он встречается только в определенных частях мира. Производство не успевает за ростом спроса, поэтому предложение вновь добытого лития остается ниже, чем было бы в противном случае. Результат — шок спроса.

За период с 2004 по 2014 год спрос на литий более чем удвоился, увеличив цену за метрическую тонну с 5180 долларов в 2011 году до 6600 долларов в 2014 году. Затем резко вырос спрос не только на электромобили, но и на мобильные телефоны и планшеты с батарейным питанием.

Согласно статистике правительства США, с 2014 года цена на литий снова выросла более чем вдвое, до 13000 долларов за метрическую тонну в 2019 году. Стоимость перекладывается на потребителя, что увеличивает стоимость электромобилей в условиях положительного шока спроса.

Негативный шок спроса

Электронно-лучевая трубка является примером отрицательного шока спроса. Появление недорогих телевизоров с плоским экраном привело к тому, что спрос на телевизоры с электронно-лучевой трубкой и компьютерные экраны упал почти до нуля за несколько коротких лет. Не случайно появление дешевых плоских экранов привело к тому, что некогда обычная сервисная работа — ремонтник телевизоров — практически исчезла.

Резюме

  • Шок спроса — это резкое внезапное изменение спроса на товар или услугу.
  • Положительный шок спроса вызовет дефицит и приведет к росту цены, в то время как отрицательный шок приведет к избытку предложения и снижению цены.
  • Шоки спроса обычно недолговечны.

А на этом сегодня все про шок спроса. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

  • 1
    Поделиться

Оставьте комментарий