Интернет маркетинг. Что это такое, инструменты и основные метрики


Здравствуйте, уважаемые читатели проекта «Тюлягин»! Сегодня мы погорим о том, что такое интернет маркетинг, я постараюсь объяснить как можно более простыми словами в чем суть интернет маркетинга. Также рассмотрим основные метрики  и инструменты интернет маркетинга, ответим на следующие вопросы — что такое лиды, что такое конверсия и другие ключевые показатели эффективности (метрики).

Что такое интернет маркетинг

Содержание статьи:

Что такое интернет-маркетинг?

Если говорить простыми словами, немного поверхностно и обывательски, то интернет-маркетинг — это привлечение клиентов, повышение продаж и узнаваемости через интернет. Интернет маркетинг во многом повторяет свою основу с традиционным маркетингом, добавляя в себя специфические инструменты и методы продвижения, характерные для интернет среды. Помимо стимулирования продаж товаров и услуг, интернет маркетинг гораздо плотнее чем традиционный маркетинг работает с информацией.

Важно понимать, что интернет маркетинг включает в себя сразу комплекс инструментов, а не односторонние стратегии. Интернет маркетинг содержит в себе креативные, технические и организационные подходы маркетинга и менеджмента в интернете. Сюда стоит включить создание и разработку информационной составляющей интернет площадки и представительства, что может быть блогом, сайтом, страницей в социальных сетях или крупным интернет-магазином. Интернет маркетинг включает в себя разработку, внедрение и проведение рекламных кампаний, кроме всего прочего сюда относят продвижения данной интернет площадки и всей информации, а также товаров и услуг размещенных на площадке.

Инструменты и стратегии интернет маркетинга (или как работает интернет маркетинг?)

Набор инструментов и методов в интернет маркетинге велик и разнообразен, кроме того с течением времени появляются новые инструменты. Однако, все эти инструменты преследуют также и одну основную цель интернет маркетинга — получение прибыли, за счет удовлетворения всех ключевых потребностей и запросов целевой интернет-аудитории. В зависимости от задачи интернет маркетинга можно выделить группы тех или иных инструментов, которые их (эти задачи) реализуют. Данные группы можно назвать стратегиями интернет маркетинга, однако это абсолютно не значит что необходимо использовать только одну стратегию. Интернет маркетинг подразумевает под собой комплексное использование различных стратегий для достижения своей ключевой цели и задач.

Всего можно выделить порядка семи-восьми стратегий интернет маркетинга:

  • Контент маркетинг
  • Поисковая оптимизация (в простонародье SEO)
  • Продвижение в социальных сетях (SMM) и мобильный маркетинг
  • Email маркетинг
  • Интернет реклама
  • Управление репутацией в интернете
  • Партнерский маркетинг

Контент маркетинг

Если вы вдруг не знакомы с понятием контент, то давайте разбираться. Контент это практически все что вы видите в интернете на экранах своих мониторов. Начиная от этой статьи, и заканчивая роликами на Ютубе, фотографиями в Инстаграме и сообщениями друзей в популярной социальной сети. Контент маркетинг же направлен на продвижение товаров и услуг, а также бренда вашей компании с помощью контента. Продвижение происходит не в таком явном виде как с помощью рекламы. Фото, видео и статьи интересуют потенциальную аудиторию и стимулируют ее в последствии обращаться к вашим услугам и товарам. Многие эксперты также уверяют, что контент маркетинг является ключевой стратегией в интернет маркетинге, так как многие прочие не существовали бы без контент маркетинга вовсе. Зачастую под контент маркетингом в большей мере считают публикации статей с фото, видео дополнениями. Однако многие считают контент маркетинг не совсем эффективным на начальном этапе проекта, так как попросту у вас нет аудитории вокруг вашего продукта и не кому потреблять ваш контент. Поэтому контент маркетинг это долгосрочная стратегия вашего интернет маркетинга, которая впоследствии будет приносить вам значительные бонусы в виде формирования постоянной аудитории и лидов (кто такие лиды обсудим ниже).

К основным инструментам контент маркетинга относят:

  • Создание и ведение блога и постоянным наполнением контента, это может быть раздел вашего сайта, либо страницы в социальных сетях со ссылками на ваш сайт
  • Публикация статей на партнерских, тематических и дружественных сайтах/блогах
  • Создание видео канала в интернете
  • Запуск собственного регулярного подкаста, либо участие в чужих подкастах (подкаст — это звуковая подача контента)

Поисковая оптимизация (SEO)

Следующей ключевой стратегия для интернет маркетинга является поисковая оптимизация вашего присутствия в интернете. В 99 процентах случае речь идет о поисковой оптимизации вашего сайта (блога, интернет магазина). Весь процесс seo сводится к оптимизации вашего сайта для поисковых систем (Яндекс, Гугл) для поднятия в поисковой выдаче и соответственно увеличения количества входящего трафика на ваш сайт. Поисковая оптимизация это довольно трудоемкая стратегия и инструмент, которая обычно делится на внутреннюю и внешнюю оптимизацию, а также на оптимизацию контента. Внутренняя оптимизация подразумевает работу с требованиями поисковых систем, например оптимизация структуры и технической настройки сайта, улучшения поведенческих показателей.

Внешняя оптимизация включает в себя работу над увеличением ссылочной массы на ваш сайт добавления в каталоги и т.д.. Оптимизация контента подразумевает под собой работу с семантическим ядром и написание оптимизированных заголовков и описаний к разделам и статьям вашего сайта, а также написание сео оптимизированных текстов.

Продвижение в социальных сетях (SMM)

SMM — это работа с вашей целевой аудиторией в популярных социальных сетях, еще пять-десять лет назад мало кто использовал данный инструмент в серьезных сферах, сейчас же нет таких вообще. Сегодня даже бабушки на лавочках слышали про SMM. Продвижение в социальных сетях в интернет маркетинге используется для в формирование лояльности клиентов и формирования положительного образа и имиджа бренда. Кроме того это может быть дополнительным источником трафика на ваш сайт, если область вашей деятельности близка к развлекательной тематике, моде или искусству.На сегодняшний день для продвижения в социальных сетях существует огромное количество инструментов: страницы и группы, каналы и чаты, боты и приложения. Однако, перед выбором инструментов, я рекомендую проанализировать ваш основной контент и исходя из этого делать упор на тот или иной канал продвижения в социальных сетях. Например, если у вас фото репортажи то это однозначно Инстаграм, если видео то Ютуб и так далее.

Мобильный маркетинг

Так же целесообразно учитывать и демографические характеристики вашей целевой аудитории, у молодежи например сейчас популярны мессенджер Телеграм и приложения коротких видео — Snapchat  и Tik Tok. Однако эти инструменты некоторые выделяют в отдельную группу под названием Мобильный маркетинг. Несмотря на общую схожесть с социальными сетями, данные приложения имеют свою специфику и требуют дополнительного изучения. Так еще задолго до блокировки Телеграма, многие уже успели сформировать стратегии продвижения в нем и использовать его как полноценный инструмент в копилке интернет-маркетинга.

Более того, даже блокировка его в России не сильно сократило аудитории мессенджера и многие продолжают использовать данный инструмент. Краткий обзор социального приложения записи коротких видео Тик Ток подробно было описано мной в отдельной статье. Данный канал можно использовать, если вам близки такие тематики как музыка, танцы, мода и прочие развлекательные тематики, которые можно реализовать с помощью видео.

Email маркетинг

Данный инструмент один из самых старейших в интернет маркетинге, однако для определенных сфер деятельность он до сих пор вполне эффективен. Для повышения эффективности этого инструмента, и увеличения количества открытий почтовых сообщений с рассылкой, я рекомендую поработать над заголовками, можно задействовать ненавязчивый кликбейт, а также разработать дизайн ваших рассылок чтобы выделяться среди многочисленного спама, приходящего на электронные постовые адреса ваших клиентов.

Интернет реклама

Набор инструментов рекламы у интернет маркетинг достаточно велик — контекстная, баннерная, таргетированная, медийная и другие. Также в последнее время принято разделять реклам по каналам — это поисковые системы, социальные сети, видеоагрегаторы и мобильные приложения. Так самыми известными и популярными площадками интернет рекламы в России являются Яндекс.Директ, Гугл Адвордс, Вконтакте и Youtube. Огромным плюсом интернет рекламы по сравнению с традиционной является то, что она гораздо более таргетированна на вашу целевую аудиторию. Однако, для эффективного использования интернет рекламы, необходимы определенные навыки и опыт настройки таргета.

Кроме этого важным иснтрументом интернет рекламы является ремаркетинг. Ремаркетинг простыми словами это онлайн инструмент интернет рекламы. который позволяет возвращать тех пользователей, которые уже смотрели рекламу и переходили на ваш сайт, либо являются вашими постоянными посетителями и клиентами.

Управление репутацией в интернете

Под управлением репутацией понимается комплекс мероприятий интернет маркетинга, направленных на формирование положительного образа компании в интернете. Основная задача это работа с хейтерами и негативными отзывами, написание опровержений и имиджевых статей, а также работа с вопросами и проблемами ваших клиентов и их решение. Кроме того сюда также относят инфлюенс маркетинг, который подразумевает работу с лидерами мнений в вашей отрасли, это могут быть популярные в интернете личности, блогеры и знаменитости.

Партнерский маркетинг

Это скорее не стратегия, а отдельно взятый инструмент интернет маркетинга. Однако не упомянуть о нем было нельзя, потому что на его основе в отдельных тематиках можно построить долгосрочную стратегию вашего продвижения в интернете. Еще несколько лет назад этот инструмент редко использовали, однако с каждым годом он становится все популярнее и популярнее. Суть партнерского маркетинга заключается в создании партнерской программы для вашего сервиса и привлечении клиентов за счет компаний партнеров, котором гарантируется определенный процент с продаж, в случае успешной конверсии.

Основные метрики интернет маркетинга

Все перечисленные инструменты и методы интернет маркетинга требуют определенной аналитики для оценки эффективности. Показателями эффективности того или иного инструмента в интернет маркетинге являются различные метрики. Наиболее популярные из них я перечислю ниже. Самой главной и основной метрикой в маркетинге считается ROI — рентабельност

ь затрат на рекламу. Однако прежде давайте обсудим некоторые другие популярные понятия и метрики для аналитики стратегий интернет маркетинга.

Понятие лиды в интернет маркетинге.

Понятие лид происходит от английского lead, что в переводе дословно означает приводить, вести, привести. Если переводить это на нормальный русский язык, то лиды — это потенциальные клиенты. Данный термин уже давно используется на западе, однако в России и на постсоветском пространстве встречаются те кто по прежнему не знает значение термина лид. Лиды имеют одну популярную классификацию, знакомую менеджерам по продажам — это холодные лиды, теплые лиды и горячие лиды. Горячие лиды это самые заинтересованные категория клиентов, которые готовы приобрести товар или услугу здесь и сейчас. Холодные лиды соответственно это те люди которые с наименьшей вероятностью что либо у вас купят.

Лидами в интернет маркетинге принято называть тех клиентов, которые посетили ваш сайт и заинтересовались покупкой оставив свои контактные данные. Также в интернете популярен термин лидогенерация, который означает стратегию интернет маркетинга, базирующуюся на генерации лидов (то есть привлечении потенциальных клиентов) и оплате за каждого привлеченного клиента (лида).

Что такое конверсия в интернет маркетинге?

Под конверсией (CR — уровень конверсии) в интернет маркетинге понимается отношение количества посетителей сайта, которые совершили покупку (либо другое целевое действие) к общему количеству пользователей которые посетили сайт. Для наглядного примера приведем лэндинговую страницу какой нибудь вымышленной компании «гладиолус». Компания «гладиолус» занимается производством видеоконтента и съемкой корпоративных роликов в Санкт-Петербурге и Москве, за май ее лэндинг посетило 2 809 человек из которых 93 оставило свои контакты/заполнило заявку на съемку ролика. Таким образом конверсия лидогенерации за май составила 93/2 809 * 100 = 3,3 %.

На поднятие конверсии влияет комплекс фактором, начиная от шрифта и общего веб дизайна проекта, заканчивая ценой и имиджем компании.

Что такое ROI/ROMI?

Как я уже писал выше ROI, а в нашем случае это более узкий показатель ROMI является ключевым показателем в маркетинге и основной метрикой в интернет маркетинге в частности. Данная метрика по сути является отражением эффективности использования бюджета на интернет маркетинг. Также для расчета эффективности затрат на рекламу дополнительно выделяют метрику ROAS. Для расчета ROMI из валовой прибыли компании вычитают затраты на мартинг и полученную разность соотносят опять же с затратами на маркетинг, после чего полученный коэффициент умножают на 100 % получая конечный показатель ROMI:

ROMI = (прибыль – расходы) / расходы * 100%

10 основных метрик в интернет маркетинге

Количество метрик используемых в интернет маркетинге достаточно высоко, их с легкостью можно насчитать более 50. Однако здесь я приведу «джентльменский набор» основных метрик для начинающих интернет маркетологов, помимо тех которые мы уже назвали выше:

  • CPC – Cost Per Click (стоимость клика, показатель отражает стоимость и затраты на тот или иной вид рекламы)
  • CTR – Click Through Rate (показатель кликабельности, отражает эффективность рекламных объявлений)
  • CPA – Cost Per Visitor (стоимость привлеченного пользователя)
  • BR – Bounce Rate (показатель отказов, когда пользователь вышел с сайта через 15 секунд)
  • Open Rate (показатель открываемости рассылки)
  • ER – Engagement Rate (уровень вовлеченности, поведенческий показатель, который говорит о заинтересованности клиента в вашем ресурсе)
  • CPO – Cost Per Order (средняя стоимость полученного заказа от рекламной компании)
  • AOV — Average Order Value (средний чек)
  • CRR – Customer Retention Rate (коэффициент удержания клиентов, клиенты которые повторно совершают покупки)
  • NPS – Net Promoter Score – (индекс лояльности ваших клиентов, процент пользователей которые бы порекомендовали бы вашу продукцию и услуги)

На этом сегодня все про интернет маркетинг, увидимся с вами в новых статьях проекта «Тюлягин»! Добавляйте статью и сайт в закладки, если есть вопросы с радостью отвечу!

  • 1
    Поделиться

Оставьте комментарий