Ценовая эластичность спроса


Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В данной статье мы поговорим о ценовой эластичности спроса. Вы узнаете что такое ценовая эластичность спроса и в чем ее основная суть. Также приведены примеры ценовой эластичности спроса и ее расчета. Обо всем этом читайте далее в статье.

Ценовая эластичность спроса

Содержание статьи:

Что такое ценовая эластичность спроса?

Ценовая эластичность спроса — это измерение изменения потребления продукта по отношению к изменению его цены. Выражаясь математически, это:

Ценовая эластичность спроса = % изменения объема спроса / % изменения цены

Экономисты используют эластичность по цене, чтобы понять, как меняется спрос и предложение на продукт при изменении его цены.

Суть ценовой эластичности спроса

Экономисты обнаружили, что цены на некоторые товары очень неэластичны. То есть снижение цены не сильно увеличивает спрос, как и повышение цены не вредит спросу.

Например, бензин имеет низкую эластичность спроса по цене. Водители будут продолжать покупать столько, сколько им нужно, равно как и авиакомпании, автотранспортные компании и почти все остальные покупатели.

Другие товары гораздо более эластичны, поэтому изменение цен на эти товары вызывает существенные изменения в их спросе или предложении.

Неудивительно, что эта концепция вызывает большой интерес у профессионалов в области маркетинга. Можно даже сказать, что их цель — создать неэластичный спрос на продукты, которые они продают. Они достигают этого, определяя значимое отличие своих продуктов от любых других, которые доступны.

Если потребное количество продукта значительно изменяется в ответ на изменения в его цене, она называется «эластичной». То есть точка спроса на продукт далеко уходит от своей предыдущей точки. Если в закупленном количестве наблюдается небольшое изменение после изменения цены, это называется «неэластичным». Количество не сильно увеличилось по сравнению с предыдущей точкой.

Наличие заменителей — фактор

Чем легче покупатель сможет заменить один товар на другой, тем сильнее упадет цена.

Например, в мире, где люди одинаково любят кофе и чай, если цена на кофе вырастет, у людей не возникнет проблем с переходом на чай, и спрос на кофе упадет. Это потому, что кофе и чай считаются хорошими заменителями друг друга.

Срочность — фактор

Чем более дискреционной является покупка, тем больше упадет спрос на нее в ответ на рост цен. То есть спрос на товар имеет большую эластичность.

Допустим, вы подумываете о покупке новой стиральной машины, но текущая все еще работает. Она просто старая и устаревшая. Если цена на новую стиральную машину вырастет, вы, вероятно, откажетесь от этой немедленной покупки и подождете, пока цены не упадут или текущая стиралка выйдет из строя.

Но чем менее дискреционным является продукт, тем меньше будет уменьшаться его количество. Неэластичные примеры включают предметы роскоши, которые люди покупают под своими торговыми марками. Продукты, вызывающие привыкание, довольно неэластичны, так как требуются дополнительные продукты, такие как картриджи для струйных принтеров.

Все эти продукты объединяет то, что им не хватает хороших заменителей. Если вам действительно нужен Apple iPad, планшет другой марки вам не подойдет. Поклонников бренда не отпугивают более высокие цены. И только чернила HP будут работать с принтерами HP.

Продажи искажают цифры

Также имеет значение продолжительность изменения цены.

Реакция спроса на колебания цен отличается для однодневной распродажи и для изменения цены, которое длится в течение сезона или года.

Ясность в зависимости от времени имеет жизненно важное значение для понимания эластичности спроса по цене и для сравнения ее по разным продуктам. Потребители могут смириться с сезонными колебаниями цен, а не менять свои привычки.

Пример ценовой эластичности спроса

Как показывает практика, если количество потребляемого или приобретенного продукта изменяется больше, чем изменяется цена, продукт называют эластичным. (Например, цена меняется на + 5%, а спрос падает на -10%).

Если изменение количества покупок совпадает с изменением цены (скажем, 10% / 10% = 1), говорят, что продукт обладает эластичностью по цене за единицу (или за единицу).

Наконец, если количество покупок меняется меньше, чем цена (скажем, -5%, требуемое для + 10% изменения цены), то продукт называется неэластичным.

Чтобы рассчитать эластичность спроса, рассмотрим следующий пример: Предположим, что цена груш упала на 6% с 1,99 доллара за бушель до 1,87 доллара за бушель. В ответ покупатели продуктовых магазинов увеличивают свои покупки груш на 20%. Таким образом, эластичность груш составляет: 0,20 / 0,06 = 3,33. Спрос на груши довольно эластичен.


А на этом сегодня все про ценовую эластичность спроса. Надеюсь статья оказалась для вас полезной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

  • 1
    Поделиться

Оставьте комментарий